Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 7 февраля 2022 года гражданское дело по иску Минкиной Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении страховой пенсии, досрочном назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Минкиной Ирины Владимировны
на решение Королёвского городского суда Московской области от 22 марта 2021 года по гражданскому делу N 2-851/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2021 года по гражданскому делу N 33-17255/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Минкина И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области (далее по тексту ГУ - УПФР N 17 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении страховой пенсии, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Королёвского городского суда Московской области от 22 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2021 года, в удовлетворении исковых требований Минкиной И.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Минкина И.В. ставит вопрос об отмене принятых судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на осуществление лечебной деятельности, т.к. в должностные обязанности фельдшера входит выезд при необходимости с бригадой скорой медицинской помощи.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, решением ГУ-УПФ РФ N 17 по г. Москве и Московской области N 163861/20 от 10 сентября 2020 года Минкиной И.В, обратившейся 27 января 2020 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в специальный стаж ответчиком зачтено 20 лет 2 месяца 18 дней. Оказано в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы: с 11 августа 2008 года по 31 декабря 2008 года, с 1 апреля 2009 года по 30 июня 2009 года, с 1 марта 2010 года по 26 января 2020 года в должностях фельдшера группы по приему и передаче вызовов, фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, фельдшера группы по приему и передаче вызовов в отделе госпитализации, фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи в отделе госпитализации, фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи в отделе медицинской эвакуации Государственного учреждения "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. Пучкова А.С." Департамента здравоохранения города Москвы, Государственного бюджетного учреждения "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы, так как указанные должности не предусмотрены в разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
Согласно должностной инструкции, на Минкину И.В. возлагаются обязанности: владеть методикой работы на компьютере в пределах своих должностных обязанностей; уметь работать с программами КАСУ и АНДСУ; знать и уметь работать в голосовом режиме, при техническом сбое в программах КАСУ и АНДСУ; осуществлять прием и обработку поступающих обращений; направлять незамедлительно на место вызова бригады скорой медицинской помощи; осуществлять управление работой выездных бригад Станции; осуществлять контроль за оперативностью выполнения всех этапов вызова бригадами скорой медицинской помощи; осуществлять своевременное оформление медицинской документации в режиме КАСУ и т.д.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно указанному Списку, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), фельдшер.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2006 года N 435 установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер". Тождество должности "фельдшер группы по приему и передачи вызовов", "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде", "фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой помощи" должности "фельдшер" не установлено.
В соответствии с "Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" от 27 августа 1997 года N 43, в должностные обязанности фельдшера входит: оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение лабораторных исследований; диагностика типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписка рецептов; оказание доврачебной помощи, ассистирование врачу при операциях и сложных процедурах, принятие нормальных родов; осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий; проведение санитарно-просветительной работы среди населения, включая гигиеническое обучение и воспитание, пропаганду здорового образа жизни.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных требований Минкиной И.В, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что Минкиной И.В. не представлено доказательств, подтверждающих выполнение ею на постоянной основе должностных обязанностей фельдшера, связанных с осуществлением лечебной деятельности, в период ее работы в должности "фельдшер группы по приему и передачи вызовов", "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде", "фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой помощи" в связи с чем, оснований для включения спорных периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, у судов не имелось.
Поскольку на момент обращения в пенсионный орган у Минкиной И.В. отсутствовал необходимый специальный стаж (30 лет), правовых оснований для назначения Минкиной И.В. досрочной страховой пенсии по старости с 27 января 2020 года у суда не имелось.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Приказа Министерства здравоохранения Российской федерации от 26 марта 1999 года N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Минкиной И.В. в жалобе доводы о наличии оснований для включения спорных периодов в стаж лечебной деятельности, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судами первой и второй инстанций, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Королёвского городского суда Московской области от 22 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Минкиной Ирины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.