Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 7 февраля 2022 года гражданское дело по иску Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области к Ряшенцевой Лилии Александровне о взыскании незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области (правопреемника Государственного учреждения -Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Воронежской области)
на решение Новохоперского районного суда Воронежской области от 22 июня 2021 года по гражданскому делу N2-168/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 сентября 2021 года по гражданскому делу N 33-5268/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Воронежской области (далее по тексту - ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Воронежской области) обратилось в суд с иском к Ряшенцевой Л.А. о взыскании незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты.
Решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 22 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Воронежской области отказано.
В связи с реорганизацией ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Воронежской области путем присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области (далее по тексту - ГУ-ОПФР по Воронежской области) на основании части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией удовлетворено ходатайство представителя ответчика о правопреемстве.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-ОПФР по Воронежской области ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на недобросовестность ответчика, не сообщившего об отчислении из учебного заведения, ознакомленной с условиями выплаты, которая производится только в период обучения.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы в пределах доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Ряшенцевой Л.А. с 18 августа 2012 года назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", получателем пенсии являлась ее законный представитель - Ряшенцева Е.А. К данной пенсии выплачивалась федеральная социальная доплата.
С 1 декабря 2016 года на основании заявления от 16 ноября 2016 года Ряшенцевой Л.А. назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно материалам дела, 27 августа 2018 года Ряшенцева Л.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о смене получателя пенсии и о доставке пенсии, в котором указала, что она является не работающим, а также уведомлена о необходимости своевременно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о поступлении на работу и других обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращении ее выплаты.
Решением пенсионного органа Ряшенцевой Л.А. с 17 октября 2018 года продлена выплата пенсии по случаю потери кормильца, с 30 октября 2018 года возобновлена выплата федеральной социальной доплаты.
В соответствии со справкой от 4 октября 2018 года N 277 Ряшенцева Л.А. являлась учащейся очного дневного отделения бюджетной формы обучения ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" со сроком обучения с 1 сентября 2017 года по 30 июня 2021 года.
В соответствии с электронными сведениями ВГУИТ от 11 июня 2020 года Ряшенцева Л.А. отчислена из учебного заведения с 17 декабря 2019 года.
25 июля 2020 года пенсионным органом вынесено решение о прекращении выплаты Ряшенцевой Л.А. пенсии и федеральной социальной доплаты.
Ввиду непредставления информации об отчислении за период с 1 января 2020 года по 31 июля 2020 года образовалась переплата пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты, размер которой составил 62850 рублей 04 копейки.
27 июля 2019 года пенсионным органом вынесено решение о принятии мер к возмещению излишне выплаченной суммы страховой пенсии и социальной доплаты в соответствии с частями 4, 5 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, предложено Ряшенцевой Л.А. в добровольном порядке возвратить излишне выплаченную сумму пенсии и федеральную социальную доплату.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, пособий, компенсаций.
Поскольку, по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Воронежской области о взыскании с Ряшенцевой Л.А. незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Воронежской области в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что выплата спорной денежной суммы осуществлена в результате недобросовестного поведения Ряшенцевой Л.А.
Суды верно исходили из того, что доказательств, подтверждающих совершение каких-либо неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения указанной выплаты со стороны ответчика, истцом не представлено.
В силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные денежные средства не являются неосновательным обогащением, подлежащим возмещению.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 декабря 2011 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГУ-ОПФР по Воронежской области в жалобе доводы о наличии оснований для взыскания незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судами первой и второй инстанций, кассационная жалоба ответчика не содержит
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определил:
решение Новохоперского районного суда Воронежской области от 22 июня 2021 года и апелляционное определение Воронежского областного суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.