Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Булатовой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 8 декабря 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Поповой Е.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия о признании незаконным решения пенсионного органа, назначении страховой пенсии по старости досрочно, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Мордовия на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 28 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Попова Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия (правопреемнику Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного органа и назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 28 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 октября 2021 года, признано незаконным и отменено решение ГУ - УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) N 667 от 4 июня 2021 года.
На ГУ-УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) возложена обязанность назначить Поповой Е.В. страховую пенсию по старости досрочно с 10 июня 2021 года по правилам пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет.
С ГУ-УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в пользу Поповой Е.В. взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Мордовия просит решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 28 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 октября 2021 года отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с неправильным применением судами норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Попова Е.В. указывает на законность и обоснованность судебных постановлений, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Попова Е.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является матерью ФИО5, являющегося инвалидом с детства.
1 июня 2021 года истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Решением пенсионного органа N 667 от 4 июня 2021 года истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано, в связи с недостижением возраста 53 года.
Из копии пенсионного дела следует, что страховой стаж Поповой Е.В. составил на дату обращения в пенсионный орган 29 лет 4 месяца 7 дней. Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца на 10 июня 2021 года составляла 72, 196.
Согласно трудовой книжке, Попова Е.В. замещает по настоящее время должность начальника юридического отдела администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
По данным пенсионного органа отец ФИО5 правом на получение страховой пенсии досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не воспользовался.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, проанализировав представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 8, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что для назначения досрочно страховой пенсии по заявленному основанию необходима совокупность условий, таких как, наличие возраста 50 лет, воспитание ребенка-инвалида до достижения 8-летнего возраста и превышение индивидуального пенсионного коэффициента более 30.
В связи с тем, что истцом выполнены условия для назначения страховой пенсии по старости досрочно как одному из родителей ребенка-инвалида, воспитавшего его до 8-летнего возраста, поскольку истцу на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости исполнилось 50 лет, величина ее индивидуального пенсионного коэффициента превышает 30, страховой стаж составляет свыше 15 лет, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости по правилам пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 июня 2021 года.
Судом дана оценка доводам пенсионного органа о наличии у истца права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на 5 лет как лицу, замещающему должность муниципального служащего, в связи с чем обоснованно указано на то обстоятельство, что положение пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не связывает назначение пенсии по данному основанию с замещением какой-либо должности, а устанавливает иные требования, которым истец соответствует.
Как указал суд, уменьшение возраста назначения страховой пенсии по старости, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки применяется в отношении лиц, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статей 8, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы, являлись предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 28 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Мордовия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.