Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, с участием прокурора Пирожниковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой Натальи Ивановны к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании недействительным протокола N 1 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области, доклада о результатах проверки сведений о доходах, признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, обязании внесения изменения записи в трудовую книжку, обязании направить сведения, по кассационной жалобе Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 ноября 2021 г, заслушав доклад судьи Вишневской В.Д, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Пирожниковой Н.А, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а вынесенные по делу судебные постановления законными, обоснованными и не подлежащими отмене,
УСТАНОВИЛА:
Чернова Н.И. обратилась в суд с иском к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании недействительным протокола N 1 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области, доклада о результатах проверки сведений о доходах, признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, обязании внесения изменения записи в трудовую книжку, обязании направить сведения.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 24 января 2020 года в удовлетворении исковых требований Черновой Н.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 2 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Черновой Н.И. без удовлетворения.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2020 года решение Советского районного суда г. Брянска от 24 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 2 июня 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 29 марта 2021 г. в удовлетворении исковых требований Черновой Н.И. отказано.
Дополнительным решением Советского районного суда г. Брянска от 26 мая 2021 года в удовлетворении требований Черновой Н.И. о восстановлении на работе отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 ноября 2021 года решение Советского районного суда г..Брянска от 29 марта 2021 года, дополнительное решение Советского районного суда г..Брянска от 26 мая 2021 года - отменены в части отказа в удовлетворении исковых требований Черновой Н.И. о признании недействительным протокола заседания комиссии, незаконным приказа об увольнении, признании недействительной записи в трудовой книжке, изменении даты и основания увольнения, обязании направить сведения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда. В отмененной части принято по делу новое решение, которым признан недействительным протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области; признан незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-к об увольнении Черновой Н.И. в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Признана недействительной запись в трудовой книжке Черновой Н.И. об увольнении 30.09.2019 г..на основании п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Возложена обязанность на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области изменить основание увольнения Черновой Н.И. с п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - по инициативе работника, изменить дату увольнения с 30.09.2019 г..на 29.03.2021 г..; возложена обязанность на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области направить сведения об отмене акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершения коррупционного правонарушения в Правительство Брянской области для исключения сведений о Черновой Н.И. из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия; с Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в пользу Черновой Н.И. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула за период с 01.10.2019 г..по 29.03.2021 г..в размере 513 569 руб. 85 коп, компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.; в остальной части решение оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 ноября 2021 г, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чернова Н.И. с 1.02.2010 г. замещала должность ведущего специалиста государственной гражданской службы Брянской области отдела назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
09.09.2019 г. на имя директора Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от начальника общего отдела ФИО7 поступила служебная записка, из которой следует, что при анализе сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих выявлены недостоверные и (или) неполные сведения, предоставленные Черновой Н.И.
В соответствии с приказом начальника Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N-к "О проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Черновой Н.И, замещающей должность государственной гражданской службы, кадровой службой Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области" проведена проверка по факту предоставления Черновой Н.И. неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, в отношении себя и членов семьи.
10.09.2019г. Черновой Н.И. направлено уведомление о начале проверки, 12.09.2019 г. по выходу из отпуска Чернова Н.И. дополнительно ознакомлена с уведомлением о начале проверки.
16.09.2019г. по факту проводимой проверки Черновой Н.И. даны письменные пояснения.
Как следует из доклада от 17.09.2019 г. за подписью начальника общего отдела департамента и двух консультантов данного отдела, в результате проверки выявлены недостоверные и неполные сведения, а именно: выявлены факты указания не всех доходов в справках о доходах ФИО8 (супруга).
Из доклада следует, что проверяющие, с учетом исследованных документов, пришли к выводу о применении к гражданскому служащему меры юридической ответственности и представлении материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Брянской области и урегулированию конфликта интересов в департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
18.09.2019г. на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Брянской области и урегулированию конфликта интересов в департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области по вопросу предоставления Черновой Н.И. неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи постановлено, что сведения, представленные гражданским служащим Черновой Н.И, являются недостоверными и неполными и рекомендовано руководителю департамента применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Приказом руководителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N-к Чернова Н.И. освобождена от занимаемой должности, служебный контракт с ней расторгнут, уволена с государственной гражданской службы Брянской области в связи с утратой доверия в соответствии с п.2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Черновой Н.И. требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области имелись основания для увольнения истца по пункту 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", в связи с предоставлением истцом в рамках декларационной компании за 2016, 2017, 2018 г.г. неполных сведений о доходах супруга, в связи с чем истица уволена с занимаемой должности в соответствии с требованиями закона, порядок увольнения ответчиком не был нарушен.
Признавая решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Черновой Н.И. о признании недействительным протокола заседания комиссии, незаконным приказа об увольнении, признании недействительной записи в трудовой книжке, не соответствующим требованиям закона и подлежащим отмене и принимая в указанной части по делу новое решение, судебная коллегия Брянского областного суда, руководствуясь требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065, утвердившим Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, исходила из того, что вопрос о применении иных мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных ст.59.1 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ, за допущенное Черновой Н.И. нарушение, в данном случае - предупреждение о неполном должностном соответствии, на обсуждение комиссии не выносился и не обсуждался, решение об увольнении Черновой Н.И. принято без учета положений ч. ч.2, 3 ст.59.3 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ. Также судебной коллегией указано на то, что суд первой инстанции не учел малозначительность предшествующего проступка - незначительное опоздание на работу по причине болезни ребенка, и отсутствие умысла у истца на предоставление недостоверной либо неполной информации о доходах, поскольку доказательств того, что Чернова Н.И. знала о недостоверности предоставленных сведений, материалы дела не содержат.
Учитывая, что истец положительно характеризуется, отсутствуют нарекания со стороны заместителя директора департамента по исполнению поручаемой работы, длительность работы истца в департаменте, соблюдение иных ограничений и запретов, предъявляемых к госслужащему, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о несоразмерности допущенного истцом нарушения и наложенного ответчиком наказания в виде увольнения, которое является крайней мерой дисциплинарной ответственности и применяется в исключительных случаях.
Установив, что увольнение Черновой Н.И. на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ незаконно, суд апелляционной инстанции признал недействительным протокол N1 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 18.09.2019г, послуживший основанием для увольнения, и признал незаконным приказ от 30.09.2019 г. N250-к об увольнении истца.
Кроме того, в связи с признанием увольнения незаконным, суд апелляционной инстанции возложил на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области обязанность по направлению сведений об отмене акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в Правительство Брянской области для исключения сведений о Черновой Н.И. из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 N273-Ф3 "О противодействии коррупции".
Рассматривая исковые требования в части изменении даты и основания увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, суд апелляционной инстанции признал их обоснованными и возложил на ответчика обязанность изменить в трудовой книжке Черновой Н.И. формулировку основания увольнения с п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на ч.1 ст. 36 Федерального закона - по инициативе работника, изменить дату увольнения с 30.09.2019 года на 29.03.2021 года, а также взыскал с ответчика в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула за период с 01.10.2019 г. по 29.03.2021 г. в размере 513 569, 85 рублей.
Установив нарушения прав истца в части незаконного увольнения, учитывая степень и характер данных нарушений, конкретные обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В апелляционном определении приведено толкование норм материального права (Федерального закона N79-ФЗ от 27.07.2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона N273-ФЗ от 25.12.2008 года "О противодействии коррупции", Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. N922), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о том, что нарушения, указанные в п.1 и 2 доклада могут быть отнесены к малозначительным проступкам, не образующим коррупционного фактора, а нарушения, указанные в п.5 и 6 доклада обоснованно расценены как значительный коррупционный проступок, а также о том, что все обстоятельства по делу были учтены комиссией, а также обсужден вопрос о возможности применения иной меры взыскания, против чего проголосовали члены комиссии, сочтя иную меру невозможной, повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции и обоснованно не приняты судом апелляционной инстанции, что подробно мотивировано в обжалуемом апелляционном определении.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными в данном случае судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о том, что заключение комиссии носило рекомендательный характер, а решение принимал работодатель, не является основанием для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения, поскольку судом апелляционной инстанции также обоснованно признан незаконным приказ об увольнении Черновой Н.И. от 30.09.2019г.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 ноября 2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.