Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-231/2021 по иску Сычугова Андрея Владимировича к администрации г. Трехгорного о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности, по кассационной жалобе администрации г. Трехгорного Челябинской области на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 19 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М, объяснения Сычугова А.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сычугов А.В. обратился иском к администрации г. Трехгорного Челябинской области о признании незаконным распоряжения об исключении из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в данном списке в прежней очередности.
В обоснование заявленных требований указано на то, что в 2001-2002 г.г. проходил военную службу и принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, в связи с чем, с 07 апреля 2003 года состоял на учете в администрации г. Трехгорного в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и был включен в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 29 июня 2005 года Главным Управлением внутренних дел Челябинской области ему было выдано удостоверение серии РМ N 257942, при предъявлении которого имеет право на льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона РФ "О ветеранах". Распоряжением администрации г. Трехгорного N 707 от 01 сентября 2017 года он был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием на момент постановки на учет удостоверения, предоставляющего соответствующие права и льготы. Считает данное распоряжение незаконным, поскольку правами и льготами, предусмотренными Федеральным законом "О ветеранах" он вправе пользоваться с момента приобретения статуса ветерана боевых действий, а не со дня выдачи удостоверения.
Решением Трехгорного городского суда Челябинской области от 19 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 октября 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконным распоряжение администрации г. Трехгорного Челябинской области N 707 от 01 сентября 2017 года и обязал администрацию г. Трехгорного восстановить Сычугова А.В. в списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете на 01 января 2005 года в прежней очередности по состоянию на 01 сентября 2017 года.
В кассационной жалобе администрация города Трехгорного просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении дела было установлено, что Сычугов А.В. в период с 12 сентября 2001 года по 24 декабря 2001 года, с 05 февраля 2002 года по 20 мая 2002 года принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона.
29 июня 2005 года Главным управлением внутренних дел Челябинской области Сычугову А.В. было выдано удостоверение ветерана, согласно которому он имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах".
С 07 апреля 2003 года на основании п.1 абз.1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР Сычугов А.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включен в соответствующий список, в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного человека ниже нормы.
Постановлением Главы г. Трехгорный Челябинской области N 212 от 09 февраля 2001 года предусматривалось, что военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах на территории Чеченской республики, государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и состоящие в очереди по месту работы или жительства, обеспечиваются жильем в первоочередном порядке.
В соответствии с указанным постановлением Сычугов А.В. также был включен в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение жилой площади во внеочередном порядке (постановление Главы г. Трехгорный N304 от 21 апреля 2003 года).
С 2005 года в связи с принятием Жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления г. Трехгорный Челябинской области ведется только один список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Распоряжением Администрации г. Трехгорного N 707 от 01 сентября 2017 года Сычугов А.В. исключен из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете на 01 января 2005 года в Администрации г. Трехгорного, в связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у него оснований на получение мер социальной поддержки.
Основанием для принятия решения являлось выявление факта незаконного включения его в список по причине отсутствия в учетном деле документа, подтверждающего его право на льготы, как ветерана боевых действий по состоянию на 01 января 2005 года, а представленная при этом справка об участии в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона не имеет правового значения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что получение истцом удостоверения ветерана боевых действий только 29 июня 2005 года не свидетельствует об отсутствии у него прав, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Дополнительно отметил, что на момент составления Администрацией г. Трехгорного вышеуказанного списка - не ранее 27 июля 2006 года, у истца имелось удостоверение ветерана боевых действий, в связи с чем, он не может быть лишен права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с вышеизложенными выводами судов, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5- ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно ст.16 указанного Федерального закона ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 ноября 2002 N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 ноября 1995 года N 5-ФЗ и в раздел третий приложения к нему, вступившие в силу с 01 апреля 2004 года, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Таким образом, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 01 января 2004 года, на которых распространяются правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации и оказываются меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, предусмотренные ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как правильно указано судом апелляционной инстанции ссылки администрации г. Трехгорного на то, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть на 07 апреля 2003 года, у него отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий, на правильность выводов суда не влияют и отмену решения не влекут.
Согласно п.4 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-П, органы местного самоуправления Челябинской области обязаны составить по установленной форме и предоставить в Министерство социальных отношений Челябинской области списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на 01 января 2004 года.
Таким образом, на момент составления администрацией г. Трехгорного вышеуказанного списка - не ранее 27 июля 2006 года, у истца имелось удостоверение ветерана боевых действий, в связи с чем, он не может быть лишен права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствие с ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные права.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении данного дела, являлся факт обеспеченности истца жилым помещением в соответствии с нормами предоставления на момент рассмотрения дела.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, в соответствии со ст. 5, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 27 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Решением исполкома Челябинского облсовета народных депутатов и президиума Челябинского облсовета профсоюзов от 13 ноября 1984 г. N 452, истец быть снят с соответствующего учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 года) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством, а не по учетной норме.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учет в соответствии с законодательством, действующим на территории г. Трехгорный Челябинской области, уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшими Правилами учета), при этом, сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.
В соответствие с ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Вместе с тем, делая вывод об обеспеченности Сычугова А.В. жилым помещением ниже нормы предоставления, установленной решением Совета депутатов г. Трехгорного от 21 июня 2005 года N 21 в размере 16 кв.м, общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, состоящей из двух и более человек, суд апелляционной инстанции не учел принадлежащую супруге истца 1\6 долю в праве собственности на жилой дом, площадью 30, 6 кв.м по адресу: "данные изъяты". Право собственности "данные изъяты" на указанную долю было прекращено 17 мая 2018 года, с момента ее отчуждения прошло менее пяти лет. С учетом данной доли обеспеченность истца составит 16, 98 кв.м.
В соответствии со ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В соответствие с разъяснениями, содержащимися в п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не принял во внимание в целях определения обеспеченности истца жилым помещением принадлежащую "данные изъяты" долю в праве собственности на жилой дом площадью 30, 6 кв.м по адресу: "данные изъяты" не приведены.
Таким образом, вынесенные судебные постановления не отвечают требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение должно быть законным и обоснованным.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 октября 2021 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.