Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бугакова О. А, судей Васильевой Т. И, Кольцюка В. М, при секретаре Строменко И. С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-2151/2021 по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Московского городского суда от 5 октября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ДжетАэроКонцепт" о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и возложении на них обязанности по восстановлению нарушенных прав.
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, объяснения представителя административного ответчика ФИО11 Е. С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "ДжетАэроКонцепт" (далее ООО "ДжетАэроКонцепт") обратилось в суд с административным исковым заявлением указав, что решением Московского городского суда от 20 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2021 года, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере "данные изъяты" рублей. Однако, согласно полученной 12 июля 2021 года административным истцом выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 26 января 2021 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N от 17 февраля 2021 года увеличена до "данные изъяты" рублей, что повлекло для административного истца дополнительные обязанности по уплате необоснованно завышенного размера налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости
С учетом уточнения административного иска, административный истец просил суд признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (далее - ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования"), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) по принятию акта об утверждении кадастровой стоимости N от 17 февраля 2021 года и возложить на них обязанности по восстановлению нарушенных прав.
Решением Московского городского суда от 5 октября 2021 года постановлено: административное исковое заявление ООО "ДжетАэроКонцетр" удовлетворить.
Признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 26 января 2021 года в размере "данные изъяты" рублей.
Обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" аннулировать акт об определении кадастровой стоимости N от 17 февраля 2021 года в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, послуживших основание для определения кадастровой стоимости по состоянию на 26 января 2021 года.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 1 марта 2021 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N от 17 февраля 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 26 января 2021 года в размере "данные изъяты" рублей.
Обязать Управление Росреестра по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, определенной по состоянию на 26 января 2021 года и внесенной в ЕГРН 1 марта 2021 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N от 17 февраля 2021 года, оставив в ЕГРН в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 20 октября 2020 года по делу N 3а-4135/2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве по доверенности ФИО10 О. А. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения суда. Направление в порядке межведомственного взаимодействия сведений об объекте, в котором произошли изменения, является обязанностью Учреждения в силу прямого указания статьи 16 Закона об оценке, а обязанность по принятию решения по установлению кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением. Таким образом, действия Учреждения по своей сущности не являются каким-либо нарушением прав ООО "ДжетАэроКонцепт".
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" ФИО11 Е. С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствовали.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного ответчика судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 названного Закона Единый государственный реестр недвижимости содержит достоверные систематизированные сведения об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с названным Законом сведений.
Согласно подпункту 15 пункта 4, подпункту 1 пункта 5 статьи 8 Федерального закона N218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся в числе основных сведений об объекте недвижимого имущества номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение, в числе дополнительных сведений - сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав (подпункт 6 пункта 5 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 4, 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N237-ФЗ) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Определение кадастровой стоимости в названном порядке осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:
в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N237-ФЗ бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ДжетАэроКонцепт" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24 апреля 2018 года N). Сведения об объекте внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 марта 2018 года.
Письмом Управления Росреестра по Москве N от 21 января 2019 года в адрес ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых в единый государственный реестр недвижимости внесены изменения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года использовался ценообразующий фактор "Материал стен" со значением "Железобетонные, монолитные, из мелких бетонных блоков".
Актом об утверждении кадастровой стоимости от 21 февраля 2019 года NГ-1 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2019 года" кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N утверждена по состоянию на 1 января 2019 года в размере "данные изъяты" рублей.
На основании решения Московского городского суда от 20 октября 2020 года (дело N3а-4135/2020) и апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной по состоянию на 1 января 2019 года в размере "данные изъяты" рублей.
Указанная стоимость внесена Управлением Росреестра по Москве в ЕГРН 14 апреля 2021 года.
12 июля 2021 года административным истцом получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, которая содержит сведения о том, что Актом от 17 февраля 2021 года N кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 26 января 2021 года в размере "данные изъяты" рублей.
8 февраля 2021 года филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве письмом от N в адрес ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых по состоянию на 26 января 2021 года осуществлены учетно-регистрационные действия. В отношении спорного объекта в данном письме приводились сведения о ценообразующем факторе "Материал стен" со значением "Монолитные".
Составленным ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" Актом об утверждении кадастровой стоимости от 17 февраля 2021 года N кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 26 января 2021 года определена в размере "данные изъяты" рублей. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 26 января 2021 года использовался ценообразующий фактор "Материал стен" со значением "Монолитные".
1 марта 2021 года данные сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 26 января 2021 года внесены Управлением Росреестра по Москве в ЕГРН.
Из ответа на обращение административного истца ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 11 июня 2021 года N следует, что основаниями для проведения оценки после 1 января 2019 года послужила информация об изменении материалов стен объекта, поступившая из Управления Росреестра письмом N от 8 февраля 2021 года, а также что новая оценка проведена в порядке статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Как следует из ответа Управления Росреестра от 10 июня 2021 года N, кадастровая стоимость объекта изменена в рамках проведения работ по верификации сведений об объекте недвижимости, приведены в соответствие сведения кадастра недвижимости в адресе по сведениям ФИАС, измененные сведения направлены Росреестром в ГБУ, что и послужило основанием для утверждения новой кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 26 января 2021 года.
Однако административным истцом количественные и качественные характеристики объекта недвижимости не изменялись, следовательно, оснований для изменения кадастровой стоимости у ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Росреестра оснований не было.
Удовлетворяя административные исковые требования собственника знания и признавая действия Управления Росреестра по Москве, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и ФГБУ "ФКП Росреестра" незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что из представленной административным истцом выписки из ЕГРН об объекте недвижимости - сведения о характеристиках объекта недвижимости от 5 мая 2021 года, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 14 марта 2018 года усматривается, что материал стен спорного здания с 2018 года не изменялся. Согласно представленным документам материал стен здания - железобетонные, монолитные, из мелких бетонных блоков. Документов, свидетельствующих об изменении материалов стен здания после утверждения его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 года административными ответчиками не представлено.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Имевшее место изменение сведений об этаже расположения спорного объекта недвижимости в соответствии с утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N514 Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не могло служить основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание что материал стен объекта с кадастровым номером N не изменялся, как и другие качественные и количественные характеристики, и что у ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" отсутствовали законные основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по указанному основанию по состоянию на 26 января 2021 года.
При таком положении суд первой инстанции пришел в правильному выводу о незаконности действий органа регистрации прав, бюджетного учреждения, направленных на осуществление пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, наличии оснований для аннулирования акта об определении кадастровой стоимости, исключении данных из Единого государственного реестра недвижимости о незаконно установленном размере кадастровой стоимости с восстановлением сведений, внесенных на основании решения суда.
Выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам, положениям действующего законодательства, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной ФГБУ "ФКП Росреестра" при установленных обстоятельствах подлежат отклонению. Судом установлено, что нарушение прав административного истца произошло в связи с направлением Управлением в бюджетное учреждение неподтвержденных сведений о внесении изменений в ЕГРН и дальнейшем включении необоснованно установленной кадастровой стоимости в Реестр, следовательно, названные действия не могут быть признаны соответствующими закону.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение Московского городского суда законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 5 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.