Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1201/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Брянскнефтепродукт" о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2021 года N 1405), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2021 года N 1406)
по апелляционной жалобе акционерного общества "Брянскнефтепродукт" на решение Брянского областного суда от 22 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, объяснения по доводам апелляционной жалобы представителей акционерного общества "Брянскнефтепродукт" по доверенности ФИО3, ФИО4, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2021 года N 1405 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2021 года N 1406 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
В пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год включено сооружение с кадастровым номером N, назначение: нежилое, наименование: Навес АЗС N, общей площадью 218 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
В пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год включено сооружение с кадастровым номером N, назначение: нежилое, наименование: Сооружение - навес защитный АЗС N, общей площадью 228, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
В пункт N Перечня на 2021 год включено сооружение с кадастровым номером N, назначение: сооружение автотранспорта, наименование: Дооборудование установкой СУГ АЗС N "адрес", площадью застройки 87 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Акционерное общество "Брянскнефтепродукт" (далее также - АО "Брянскнефтепродукт", административный истец), являясь собственником указанных объектов недвижимости, обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими пункты N, N Перечня на 2020 год, пункты N, N, N Перечня на 2021 год в части включения в них принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N.
Свои требования мотивировало тем, что спорные объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется из их кадастровой стоимости. Включение указанных объектов в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Брянского областного суда от 22 сентября 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт и принять решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применения норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам административного дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы управлением имущественных отношений Брянской области и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области, заинтересованных лиц администрации Брянского района, Сещинской сельской администрации, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий управления имущественных отношений Брянской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. В указанной части решение суда участвующими в деле лицами не оспаривалось.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции согласилась.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что объекты с кадастровыми номерами N и N являются "сервисным зданием (операторская - магазин) АЗС N и "навесом АЗС N", объекты с кадастровыми номерами N и N, N - "зданием сервисного обслуживания АЗС N", "сооружением - навес защитный АЗС N" и "дооборудованием установкой СУГ АЗС N "адрес"", которые в настоящее время используются по назначению, автозаправочные станции используются неограниченным кругом лиц, при этом объекты с кадастровыми номерами N, N, N не являются временным или вспомогательными.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3, а также подпунктам 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как видно из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежат объекты капитального строительства с кадастровыми номерами N наименование: сервисное здание (операторская - магазин) АЗС N и N - навес АЗС N; N - здание сервисного обслуживания АЗС N и N -навес защитный АЗС N, N - дооборудование установкой СУГ АЗС N.
Основным видом деятельности административного истца является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах, а дополнительными видами деятельности является деятельность агентов по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом и связанными продуктами, торговля оптовая свежими фруктами и орехами, торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, хранение и складирование прочих жидких или газообразных грузов, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ: анализ химических и биологических свойств материалов и веществ; испытания и анализ в области гигиены питания, включая ветеринарный контроль и контроль за производством продуктов питания, образование профессиональное дополнительное.
Объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого "для размещения АЗС N".
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N расположены на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого "для размещения АЗС".
Документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования земельного участка как в период включения объектов в оспариваемые Перечни, так и в настоящее время, в материалах административного дела не содержится и административным истцом не представлено.
Управление имущественных отношений Брянской области объекты с кадастровыми номерами N, N, N включило в оспариваемые Перечни на основании их фактического использования.
По итогам проведения мероприятий по определению вида фактического использования спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N составлены акты проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым 100% площади указанных объектов недвижимости используется в качестве объектов торговли.
Указанные акты соответствуют Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденному постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п.
Согласно техническому паспорту, составленному в отношении сервисного здания (операторской - магазина) АЗС N (объект недвижимости с кадастровым номером N), в его состав входят: сервисное здание (операторская, магазин), площадью 126, 5 кв.м; навес, площадью 218 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному в отношении АЗС N (объект недвижимости с кадастровым номером N), в ее состав входят: здание сервисного обслуживания, площадью 130, 9 кв.м; навес, площадью 228, 8 кв.м; навес N, площадью 67, 2 кв.м; навес N, площадью 19, 8 кв.м.
Учитывая характеристики указанных зданий, автозаправочные станции были включены в Перечни как торговые объекты.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 58404-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации", утвержденного Приказом Росстандарта от 25 апреля 2019 года N 167-ст, автозаправочная станция; АЗС - имущественный комплекс, предназначенный для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей.
По смыслу статей 132, 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации под имущественным комплексом понимается совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку.
Понятие "торгового объекта" приведено в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения2, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно приведенному Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 58404-2019 автозаправочной станцией признается предприятие, осуществляющее розничную продажу нефтепродуктов и оказывающее дополнительные сопутствующие услуги потребителям.
Таким образом, проанализировав содержание представленных документов, а также показания членов комиссии по обследованию спорных объектов недвижимости, данные ими в судебном заседании в качестве свидетелей, и дав им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно указал, что 100 процентов площади спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N используется под размещение объектов торговли в едином торговом комплексе, и сделал верный вывод о том, что они подпадают под признаки, установленные пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции правильно учел, что спорные объекты недвижимости расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение и эксплуатацию автозаправочных станций, технические характеристики - оборудование заправочными колонками, фактическое использование - обслуживания покупателей (отпуск товара (топлива)) в едином комплексе с автозаправочными станциями с кадастровыми номерами N, N, которые также включены в Перечни.
Оценивая доводы административного истца о том, что спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N фактически являются вспомогательными объектами и не являются объектами капитального строительства, судебная коллегия отмечает, что на данные объекты зарегистрировано право собственности административного истца, объекты возведены на земельных участках, отведенных для этих целей, введены в эксплуатацию, не являются временными, имеют бетонные площадки с навесами, относятся к объектам недвижимого имущества.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N в оспариваемые пункты Перечней соответствует установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям.
Таким образом, обжалуемое решение Брянского областного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили надлежащую правовую оценку в решении.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брянского областного суда от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Брянскнефтепродукт" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.