Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Жанабергеновой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1918/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ангар-13" о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" (далее - ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования") и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) по перерасчету кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения прав
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ангар-13" на решение Московского городского суда от 22 октября 2021 года, которым названное выше административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя административного истца Медведева Р.С, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Ангар-13" (далее - ООО "Ангар-13", Общество), являясь собственником нежилого здания общей площадью 1 358, 8 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором с учетом неоднократных уточнений просило:
- признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей, - обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ангар-13" путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей, - признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 19 февраля 2020 года, - признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 5 марта 2020 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости согласно Акту N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 81 526 899, 37 рублей;
- обязать Управление Росреестра по Москве исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 81 526 899, 37 рублей по состоянию на 19 февраля 2020 года и внесенной в ЕГРН 05 марта 2020 года, оставив в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года, в размере 43 824 000 рублей с указанием даты применения 19 февраля 2020 года;
- признать незаконным решение ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" о перерасчете кадастровой стоимости от 16 июня 2021 года N 170/21 по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года, обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ангар-13" путем аннулирования указанного решения;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 18 августа 2021 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости согласно решению от 16 июня 2021 года N 170/21 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 81 526 899, 37 рублей.
- обязать Управление Росреестра по Москве исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 81 526 899, 37 рублей по состоянию на 1 января 2018 года, и внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, установленной решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года по делу N 3а-1197/2020 в размере 43 824 000 рублей с указанием даты применения 1 января 2019 года.
В обоснование требований ссылалось на то, что 23 апреля 2021 года административным истцом получена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, содержащая информацию о том, что Актом ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости увеличена, с указанием даты внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 28 февраля 2020 года и датой определения кадастровой стоимости - 19 февраля 2020 года. Основанием для изменения кадастровой стоимости послужила информация, поступившая из Управления Росреестра по Москве. Впоследствии ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" принято решение от 16 июня 2021 года, которым изменение кадастровой стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на 19 февраля 2021 года было отменено, по состоянию на 1 января 2018 года сохранена кадастровая стоимость в размере 81 526 899, 37 рублей, что нарушает права и интересы административного истца, поскольку ранее утвержденная в отношении объекта недвижимости кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года пересмотрена вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года и установлена равной его рыночной стоимости, действующей до следующей кадастровой оценки.
По мнению административного истца, основания изменения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) не предусмотрены, в период 2018 - 2020 годов не произошло изменение каких-либо качественных или количественных характеристик объекта недвижимости.
Решением Московского городского суда от 22 октября 2021 года административный иск удовлетворен частично, судом постановлено:
признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей;
обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ангар-13" путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей;
признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 19 февраля 2020 года;
признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 05 марта 2020 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости согласно Акту N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 81 526 899, 37 рублей;
признать незаконным решение ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" о перерасчете кадастровой стоимости от 16 июня 2021 года N 170/21 по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года, обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ангар-13" путем аннулирования указанного решения;
признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 18 августа 2021 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости согласно решению от 16 июня 2021 года N 170/21 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 81 526 899, 37 рублей;
обязать Управление Росреестра по Москве исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 81 526 899, 37 рублей по состоянию на 1 января 2018 года, и внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, установленной решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года по делу N 3а-1197/2020 в размере 43 824 000 рублей;
в остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, представитель Общества по доверенности Медведев Р.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить названный выше судебный акт в части и принять по делу новый, которым обязать Управление Росреестра по Москве исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 81 526 899, 37, определенной по состоянию на 19 февраля 2020 года и внесенной в ЕГРН 5 марта 2020 года на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года, оставив в ЕГРН в качестве актуальных сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года по делу N 3а-1197/2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 43 824 000 рублей, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указал, что суд не учел, что сведения о кадастровой стоимости, определенной спорным актом по состоянию на 19 февраля 2020 года, сохранились в размере 81 526 899 рублей и до настоящего времени не исключены Управлением Росреестра по Москве из ЕГРН; судом не были истребованы доказательства, а именно выписка ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию после 19 февраля 2020 года; Управлением Росреестра по Москве и заинтересованными лицами не были представлены доказательства, подтверждающие исключение спорной кадастровой стоимости в размере 81 526 899 рублей и внесенной в ЕГРН 5 марта 2020 года на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" поданы письменные возражения.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года в размере 65 967 620, 27 рублей.
Решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года, вступившим в законную силу 28 мая 2020 года, установлена кадастровая стоимость здания равная рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 43 824 000 рублей.
В ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесены 18 февраля 2021 года.
5 марта 2021 года в сведения ЕГРН внесена запись об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей на основании акта ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 28 февраля 2020 года, то есть установленная кадастровая стоимость превысила кадастровую стоимость, определенную Департаментом городского имущества города Москвы в отношении объекта недвижимости на 1 января 2018 года.
Из ответа Управления Росреестра по Москве следует, что данная стоимость применяется с 19 февраля 2020 года, дополнительно указано, что проведены работы по верификации сведений о здании административного истца, внесены изменения в части сведений о местоположении объекта недвижимости на земельных участках с кадастровыми номерами N, N.
16 июня 2021 года принято решение ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N 170/21 о пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, пересчитана кадастровая стоимость объекта на 1 января 2018 года, она составила 81 526 899, 37 рублей.
Из текста названного решения следует, что учреждением выявлена ошибка при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Так, ранее здание было отнесено к оценочной подгруппе 4.3 "Объекты с неполными характеристиками", тогда как подлежало отнесению к подгруппе 4.2 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха, развлечений, включая объекты многофункционального назначения".
Из пояснений, данных в судебном заседании представителем ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", суд первой инстанции установил, что изменение произошло ввиду того, что использованы иные данные относительно материала стен здания, данные сведения учреждение самостоятельно обнаружило в отчете о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на 1 января 2016 года N 69/16.
Вследствие получения новых сведений, ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" принято решение об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, утвержденной Департаментом городского имущества города Москвы.
Сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 19 февраля 2020 года исключены из ЕГРН, включены сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, кадастровая стоимость не изменилась и составила 81 526 899, 37 рублей.
Таким образом, в настоящее время в ЕГРН содержится кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N в размере 81 526 899, 37 рублей, определенная на 1 января 2018 года с указанием даты начала ее применения - 1 января 2019 года.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Закона о государственной кадастровой оценке, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость - Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с частями 1, 14, 25 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; по итогам рассмотрения таких заявлений принимаются решения об их удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, либо об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено; решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации без заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотренных названной статьей.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении указал, что определение кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки должно осуществляться только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июня 2016 года N 378 утверждена форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Такие характеристики как "оценочная группа (подгруппа)", "материал стен" в выписке ЕГРН не содержатся, следовательно, сведения об изменении оценочной группы, равно как и сведения об изменении материала стен не вносятся в ЕГРН и в силу статей 16, 21 Закона о государственной кадастровой оценке не являются основанием для пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки либо исправления ошибок.
Поскольку никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, в отношении спорного объекта недвижимости в 2018 - 2020 годах не происходило, постольку суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у административных ответчиков оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая уже была установлена решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года.
Судебная коллегия также учитывает, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
При этом внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости, установленной решением суда, не является обстоятельством, предусматривающим возможность перерасчета кадастровой стоимости, установленной в результате массовой оценки.
Однако сведения о спорном объекте были включены Управлением Росреестра по г. Москве в сформированные им перечни объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", а последним произведен перерасчет кадастровой стоимости на основании предоставленных сведений.
Выше было указано, что возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки, как верно указал суд первой инстанции, является злоупотреблением правом со стороны административных ответчиков.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что качественные характеристики принадлежащего административному истцу объекта недвижимости (в данном случае материалы стен), влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, в значимый период не изменялись.
Приведенный вывод суда первой инстанции подробно мотивирован в обжалуемом решении, не согласиться с которым у судебной коллегии оснований не имеется.
В названной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
В то же время суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно не нашел оснований к удовлетворению требований о возложении обязанности на Управление Росреестра по г. Москве исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости здания по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции, из представленной в материалы административного дела выписки из ЕГРН следует, что данная дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не содержится в ЕГРН.
На 21 августа 2021 года в ЕГРН содержалась запись о том, что кадастровая стоимость спорного объекта определена на 1 января 2018 года в размере 81 526 899, 37 рублей ввиду принятия решения ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и последующих изменений в распоряжении Департамента городского имущества города Москвы от 28 июля 2021 года.
Следовательно, права административного истца должны быть восстановлены лишь внесением в ЕГРН сведений о размере кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года, поскольку дата, на которую она определена, равно как и дата начала применения кадастровой стоимости соответствуют в ЕГРН данным, установленным судебным актом.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит заслуживающими внимание возражения ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на доводы апелляционной жалобы, согласно которым в соответствии с решением о перерасчете кадастровой стоимости от 16 июня 2021 года N 170/21 (на основании статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке) кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года была изменена с 65 967 620 рублей на 81 526 899, 37 рублей, при этом кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2018 года и на 19 февраля 2020 года, не изменилась, в связи с чем дата определения кадастровой стоимости также не изменилась и ею является - 1 января 2018 года.
Ссылка представителя административного истца на полученную выписку из ЕГРН от 26 октября 2021 года, согласно которой запись о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 19 февраля 2020 года на основании акта от 28 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей, не исключена, правового значения не имеет и подлежит отклонению, поскольку решение Московского городского суда от 22 октября 2021 года о признании действий по определению кадастровой стоимости на 19 февраля 2020 года и исключению данной записи из ЕГРН в законную силу не вступило и обжалуется стороной административного истца в настоящем апелляционном производстве.
Суждения о возможных нарушениях прав Общества, связанных с дальнейшим исполнением судебного акта, носят предположительный характер и ничем не подтверждены.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 22 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ангар-13" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Н.В. Овсянкина
Судьи Ю.П. Константинова
И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.