Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Русакова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Кулешовой О.Е. по доверенности Мунгина П.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2021 года, которым отменено решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 24 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Кулешовой О.Е. к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Кулешова О.Е. обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района (далее - администрация) от 27 ноября 2020 года N об отказе в согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления квартиры N в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" (далее - спорная квартира); возложении на администрацию обязанности принять решение о согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления спорной квартиры, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска Кулешова О.Е. указала, что она является собственником спорной квартиры. 19 октября 2020 года представила на согласование в администрацию заявление о переустройстве жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления, по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года N 266 (далее - постановление N 266), и документы, перечисленные в пункте 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Решением от 27 ноября 2020 года N администрация отказала в согласовании переустройства, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления квартиры, сославшись на статью 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ). Считает отказ в согласовании заявления о переустройстве жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления, незаконным и необоснованным.
Решением Приморско-Ахтарского района районного суда Краснодарского края от 24 мая 2021 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нескольких квартирах, расположенных в жилом доме по адресу: "адрес" уже переоборудована система отопления с подключением к газовому оборудованию, имеющемуся в доме для нужд горячего водоснабжения; горячая вода в данный жилой дом подается путем самостоятельного нагрева индивидуальной газовой колонкой, находящейся в каждой квартире, а не через центральное водо- теплоснабжение. Кроме того, отказ администрации в проведении переустройства жилого помещения не содержит оснований, предусмотренных статьей 27 ЖК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2021 года решение Приморско-Ахтарского района районного суда Краснодарского края от 24 мая 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Кулешовой О.Е. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 октября 2021 года, представитель Кулешовой О.Е. по доверенности Мунгин П.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2021 года и оставлении в силе решения Приморско-Ахтарского района районного суда Краснодарского края от 24 мая 2021 года. Как указывает заявитель, переустройство системы отопления затрагивает внутриквартирную разводку, которая не относится к общему имуществу многоквартирного дома, а входящие в состав общего имущества внутридомовые инженерные системы, в том числе стояки теплоснабжения, не подвергаются переустройству. Также ссылается на то, что законодательством установлен прямой запрет на требование от заявителя документов, не предусмотренных ЖК РФ, в том числе технических условий и проекта на газоснабжение. Считает, что обжалуемое решение администрации является дискриминационным по отношению к Кулешовой О.Е, поскольку собственникам нескольких других квартир данного дома переустройство системы отопления было согласовано административным ответчиком.
Определением судьи от 9 ноября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя Кулешовой О.Е. по доверенности Мунгина П.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, Кулешова О.Е. является собственником спорной квартиры.
"данные изъяты" на основании письма-заказа ФИО и задания на проектирование подготовило проектную документацию на индивидуальное отопление спорной квартиры.
19 октября 2020 года Кулешова О.Е. обратилась в администрацию с заявлением о переустройстве жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления, по форме, утвержденной постановлением N 266, представив документы, перечисленные в пункте 2 статьи 26 ЖК РФ.
Решением администрации от 27 ноября 2020 года N Кулешовой O.Е. отказано в согласовании указанного заявления о переустройстве на основании пункта 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ, запрещающий переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно части 4 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 1).
В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 упомянутого Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Статьей 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том: числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации (пункт 2 статьи 36).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (к ли) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Частью 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам: теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащаяся в части 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года N 1514-О, от 25 января 2012 года N 199-О-О, от 21 марта 2013 года N 457-О, от 17 июля 2014 года N 1681-О и другие).
Исходя из смысла названной нормы Федерального закона, запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Согласно пункту 1.7.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией (пункт 5.5.3).
Порядок получения технических условий и заключения договора на технологическое присоединение установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 1314, в соответствии с которыми в случае поступления заявления об изменении существующей системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома (перевод на индивидуальные поквартирные источники отопления) газораспределительная организация выдает технические условия на перевод на поквартирное теплоснабжение всего многоквартирного жилого дома целиком (всех квартир в доме) в зависимости от технической возможности сетей и индивидуальных характеристик.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда исходила из того, что сведений об обращении Кулешовой О.Е. в специализированную организацию за получением технического условия присоединения к газораспределительным сетям материалы дела не содержат. Кроме того, технические условия на установку автономного отопления по спорному адресу газоснабжающей организацией не выдавались, проект на газоснабжение жилого помещения не выполнялся.
Также суд апелляционной инстанции указал, что право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда пришла к выводу о том, что отказ администрации в согласовании проекта переустройства является законным и обоснованным, принятым в рамках предоставленных полномочий.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. В многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанции, которой дана надлежащая оценка с учетом установленных по делу обстоятельств, в связи с чем данные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
По существу доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства и не влекут возникновение оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2021 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кулешовой О.Е. по доверенности Мунгина П.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.