Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу Ракиповой Р.М, поступившую в суд первой инстанции 08 ноября 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ракиповой Р.М. к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным и отмене решения, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Ракиповой Р.М. по доверенности Потанина С.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ракипова Р.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 марта 2021 года N ГУ-исх 2824/2020 об отказе в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка площадью 380 кв.м, по улице "адрес" и обязании департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка площадью 380 кв.м, по улице "адрес"
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 12 января 2021 года административное исковое заявление Ракиповой Р.М. удовлетворено.
Суд обязал департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка площадью 380 кв.м, по улице Арцеулова, 71 в поселке Кача, города Севастополя.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года отменено решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 12 января 2021 года, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Ракиповой Р.М.
В кассационной жалобе и дополнениям к ней, поданным в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Ракипова Р.М. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Ракиповой Р.М. по доверенности Потанин С.И. доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, Ракиповой Р.М. был выделен земельный участок N 71, общей площадью 400 кв.м. Решением двадцать пятой сессии пятого созыва Качинского поселкового Совета N 1068 от 06 марта 2009 года членам ОГ "Пилот-2" был согласован генеральный план квартала индивидуальной жилой застройки в п. Кача.
Решением тридцать третьей сессии пятого созыва Качинского поселкового Совета N 1799 от 09 апреля 2010 года членам ОГ "Полет-2" было дано согласие на составление единого комплексного проекта землеустройства по отводу с установлением границ в натуре (или местности) земельного участка ориентировочной площадью 3, 98 г, в п. Кача, в районе ГО "Пилот" для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов, хозяйственных строений и сооружений в соответствии с прилагаемым генеральным планом фактически используемые гражданами членами ГО "Полет-2", согласно прилагаемого списка.
Решением одиннадцатой сессии шестого созыва Качинского поселкового Совета N 260 от 30 августа 2011 года о присвоении наименований улицам в п. Кача на территории ГО "Полет-2" была образована новая улица, которой было присвоено наименование - улица имени Константина Арцеулова.
Решением тринадцатой сессии шестого созыва Качинского поселкового Совета N 283 от 17 ноября 2011 года было дано согласие на составление проекта отвода и установлением границ земельных участков в натуре для строительства обслуживания жилых домов в районе ГК "Пилот".
Решением двадцать девятой сессии шестого созыва Качинского поселкового Совета N 980 от 03 декабря 2013 года решение тринадцатой сессии шестого созыва Качинского поселкового Совета N 283 от 17 ноября 2011 года было продлено с 01 декабря 2013 года по 01 декабря 2015 года.
17 декабря 2019 года Ракипова Р.М. обратилась с заявлением в МФЦ города Севастополя в поселке Кача о предварительном согласовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: "адрес"
Ответом департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за исх. N ГУ-ИСХ-2824/2020 от 25 марта 2020 года отказано в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: город Севастополь, поселок Кача, улица Арцеулова, 71, в связи с тем, что согласно заключению департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114, частично расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (территории общего пользования) и на основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации.
Согласно заключению департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка не соответствует функциональной Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2015 года N 4114. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый участок по функциональному учению расположен в зоне незастроенных территорий, частично расположен в границах красных линий (на территории общего пользования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы положения земельного участка на кадастровом плане территории" основания принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), по одному из следующих оснований: несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, Генеральный план города Севастополя от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года" является действующим, единственным проектным документом, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Сведений о внесении изменений в Генеральный план города Севастополя в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что учитывая выявленные департаментом нарушения, схема расположения земельного участка не могла быть согласована. Суд апелляционной инстанции так же пришел к верному выводу о том, что департамент действовал в рамках предоставленных полномочий и действующего законодательства.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, согласно Генерального плана города Севастополя, испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий (на территории общего пользования).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а так же нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, которым было отказано в удовлетворении административных исковых требований Ракиповой Р.М.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 января 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.