Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова А.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области (межрайонное) о признании действий незаконными, включении периода работы в общий страховой стаж и перерасчете размера пенсии
по кассационной жалобе представителя Жукова А.И. по доверенности Хагожеевой О.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Жуков А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области (далее - ГУ-УПФР в г. Шахты Ростовской области), в котором с учетом уточненного иска просил:
- признать незаконными действия ГУ-УПФР в г. Шахты Ростовской области;
- возложить на ГУ-УПФР в г. Шахты Ростовской области обязанность включить в страховой стаж Жукова А.И. период работы с 25 мая 1994 года по 06 января 1997 года в индивидуальном частном предприятии "Кедр-Захарченко";
- произвести перерасчет размера пенсии с даты назначения - 28 января 2017 года.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 19 января 2021 года исковые требования Жукова А.И. удовлетворены.
Признаны незаконными действия ГУ-УПФР в г. Шахты Ростовской области, выразившиеся в невключении в страховой стаж Жукова А.И. периода работы с 25 мая 1994 года по 06 января 1997 года в индивидуальном частном предприятии "Кедр-Захарченко".
На ГУ-УПФР в г. Шахты Ростовской области возложена обязать включить в общий трудовой и страховой стаж Жукова А.И. период работы с 25 мая 1994 года по 06 января 1997 года в индивидуальном частном предприятии "Кедр-Захарченко" в должности шофера 2 класса.
На ГУ-УПФР в г. Шахты Ростовской области возложена обязать произвести перерасчет размера пенсии Жукова А.И. с 28 января 2017 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 апреля 2021 года решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 19 января 2021 года отменено. По делу принято новое решение об отказе Жукову А.И. в иске.
В кассационной жалобе представитель истца просит отменить апелляционное определение в связи несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель истца указывает, что судом апелляционной инстанции не в полной мере соблюдены правила оценки доказательств, поскольку не дана оценка содержанию трудовой книжки истца, при этом ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих, что в спорный период истец не работал и запись содержит недостоверные сведения. Полагает, что индивидуальное частное предприятие "Кедр-Захарченко" было зарегистрировано в налоговых и пенсионных органах, наименование не меняло. Указывает на отсутствие в пенсионном деле решения руководителя об исключении спорного периода из стажа для назначения пенсии.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Жуков А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Чуанскому району Чукотского автономного округа (далее - ГУ-УПФР по Чуанскому району), является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за работу в районах Крайнего Севера при неполном льготном стаже с 28 января 2017 года.
По предоставленным документам на дату назначения пенсии специальный стаж работы Жукова А.И. составил 12 лет 03 месяца 06 дней, страховой стаж составил 29 года 09 месяцев 08 дней.
28 мая 2018 года в связи с переездом на новое место жительства распоряжением ГУ-УПФР по Чуанскому району прекращена выплата пенсии Жукову А.И.
С 01 июня 2018 года пенсионное дело Жукова А.И. поставлено на учет в ГУ-УПФР в г. Шахты Ростовской области.
16 июля 2020 года письмом ГУ-УПФР в г. Шахты Ростовской области NЖ-2125-02/5240 Жукову А.И. отказано в перерасчете пенсии, поскольку период его работы с 25 мая 1994 года по 06 января 1997 года не включен в страховой стаж по причине отсутствия в архиве документов, подтверждающих факт его работы.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Жукова А.И, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, исходил из того, что трудовая книжка истца содержит последовательные записи о принятии на работу и об увольнении в спорный период, указанные записи скреплены печатью индивидуального частного предприятия "Кедр-Захарченко", а также подтверждаются справкой о доходах физического лица за 1996 год, поданной в государственную налоговую инспекцию г. Шахты главным бухгалтером указанного предприятия, скрепленной печатью индивидуального частного предприятия "Кедр-Захарченко".
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска, руководствовался положениями статей 11, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, исходил из того, что поскольку типографский бланк трудовой книжки Жукова А.И. изготовлен позже даты ее заполнения, то записи, содержащиеся в ней, не могут служить основанием для включения в страховой стаж периодов работы истца, при этом достаточных, достоверных, допустимых и относимых доказательств, подтверждающих работу истца в спорный период не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготы, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Из материалов дела следует, что с 13 августа 2001 года истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования, следовательно, с этой даты для учета страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости учитываются периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы, подтверждаемые на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Спорный период работы с 25 мая 1994 года по 06 января 1997 года имел место до регистрации Жукова А.И. в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с абзацем 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно пункту 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2014 года N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки истца следует, что 25 мая 1994 года Жуков А.И. принят на работу шофером 2 класса в индивидуальное частное предприятие "Кедр", и 06 января 1997 года уволен по собственному желанию, указанные записи скреплены печатью индивидуального частного предприятия "Кедр-Захарченко".
Суд первой инстанции в качестве доказательств подтверждения страхового стажа истца в спорный период принял справку о доходах физического лица за 1996 года, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 09 января 2021 года, справку ГУ-УПФР в г.Шахты Ростовской области от 25 декабря 2020 года, пришел к выводу, что вышеперечисленными документами подтверждена работа истца в должности шофера 2 класса в индивидуальном частном предприятии "Кедр-Захарченко" в период с 25 мая 1994 года по 06 января 1997 года.
Судом первой инстанции изложенным обстоятельствам дана правильная оценка.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда нельзя назвать законным и обоснованным, поскольку оно принято с нарушением норм процессуального и материального права, повлиявшим на исход дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу с делом, вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 апреля 2021 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 апреля 2021 года отменить.
Оставить в силе решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 19 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.