Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Ермоленко И.Н. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты
по кассационной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, представителя истца, судебная коллегия
установила:
Ермоленко И.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении ежемесячной выплаты на ребенка ФИО5, 2014 года рождения, до достижения им возраста восьми лет, возложении обязанности в течении десяти дней со дна вступления решения суда в законную силу принять решение о назначении ежемесячной выплаты на ребенка ФИО5, 2014 года рождения, со дня достижения им возраста трех лет и до достижения им возраста восьми лет, возложении судебных расходов на ответчика.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 12 ноября 2020 исковые требования Ермоленко И.Н. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя от 6 июля 2020 года N в принятии решения о назначении Ермоленко И.Н. ежемесячной выплаты на ребенка ФИО5, 2014 года рождения, до достижения возраста восьми лет.
Суд обязал Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя повторно рассмотреть заявление Ермоленко И.Н. о назначении ежемесячной выплаты на ребенка ФИО5, 2014 года рождения, до достижения возраста восьми лет. В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 апреля 2021 года по апелляционной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по доверенности Дуляницкой О.А. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по доверенности Дуляницкая О.А. просит отменить состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права.
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что сведения о сумме дохода Ермоленко А.Е. по операциям с ценными бумагами, полученные из Федеральной налоговой службы, правомерно использованы при расчете среднедушевого дохода семьи Ермоленко И.Н. Судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), изложенные в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 18-2/10/В-11200, носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и предназначены для работы подразделений федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. По мнению кассатора, статья 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами, и не является нормативной базой для Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя при назначении ежемесячной выплаты. Заявитель указывает, что при расчете размера среднедушевого дохода семьи вычеты каких-либо расходов либо учет финансового результата не предусмотрены.
Представитель Ермоленко И.Н. по доверенности Монако С.В. в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ермоленко И.Н, реализуя свое право на получение ежемесячной выплаты на ребенка, обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя по вопросу назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
6 июля 2020 года решением Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя ей в установлении ежемесячной выплаты отказано. Основанием для отказа явилось превышение размера среднедушевого дохода семьи, величины прожиточного минимума на душу населения, установленную в городе Севастополе на второй квартал года, предшествующего году обращения.
Как усматривается из сведений о доходах истицы, из которых рассчитывается среднедушевой доход семьи, в него включены доходы по заработной плате истца и ее супруга ФИО7, а также суммы доходов, полученных по операциям с ценными бумагами. В связи с чем, ответчик пришел к выводу, что оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты не имеется.
Из представленной в материалы дела справки о доходах и суммах налога физического лица (ФИО7) за 2019 года от 27 февраля 2020 года следует, что помимо кодов дохода такие как 1530, 1537 имеются коды 201 - расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 10 сентября 2015 года N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов").
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся у семьи средства, которые они направляли на операции с ценными бумагами в 2019 году, принесли им доход в 30 рублей 68 копеек. Учитывая то, что включать суммы направленные на операции с ценными бумагами оснований не имеется, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ ответчика в назначении истице ежемесячной выплаты на ребенка ФИО5, 2014 года рождения, до достижения возраста восьми лет является незаконным, и ответчику необходимо произвести повторное рассмотрение заявления истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными, основанными на правильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно установлена с 1 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей. Данная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в пункте 21 которых определены виды доходов семьи, полученные в денежной форме и учитывающиеся при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения данной выплаты, в том числе дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами (подпункт "и").
Согласно пункту 22 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В соответствии с пунктом 23 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), при иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
В силу пункта 24 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики, делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Названные требования содержат в себе и те доходы семьи, которые не должны учитываться при определении среднедушевого дохода семьи.
Согласно пункту 26 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные условия закреплены в Порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных Указом Губернатора города Севастополя от 30 апреля 2020 года N 35-УГ.
Вышеуказанные нормы не устанавливают механизм определения размера дохода, полученного по операциям с ценными бумагами, являются элементом правового регулирования реализации права на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно и направлены на адресную социальную защиту семей с определенным уровнем среднедушевого дохода.
При этом по общему принципу, закрепленному в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, производных финансовых инструментов над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
Финансовый результат по операциям с ценными бумагами в силу пункта 12 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, следует определять с учетом понесенных расходов, что также подтверждается письмом Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от 11 августа 2021 года N СД-2-11/1191@.
Согласно материалам дела и расчету налога на доходы физического лица за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года доход ФИО7 за 2019 год составляет 30 рублей 68 копеек - доходы в виде процентов по займу, полученные по совокупности операций РЕПО (финансовый результат от купли-продажи ценных бумаг - прибыль отсутствует).
В этой связи, сумма дохода в размере 1 393 900 рублей 46 копеек, с учетом ее уменьшения на сумму расходов за 2019 год (1 393 869 рублей 73 копейки), фактический доход ФИО7 от торговли с ценными бумагами, который отражен в справке о доходах и суммах налога физического лица в строке "Налоговая база" составил в размере 30 рублей 68 копеек.
Из сведений о доходах истицы и ее супруга за период с 1 декабря 2018 года по 30 ноября 2019 года усматривается, что совокупный доход семьи ФИО10 за указанный период составил по заработной плате ФИО7 с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года - 138 000 рублей, по доходам по иным финансовым операциям с января по октябрь 2019 года - 66 524 рублей 70 копеек, по заработной плате Ермоленко И.Н. с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года - 170 213 рублей копеек. Таким образом, совокупный доход семьи за 12 месяцев составил 374 738 рублей 26 копеек, что ежемесячно составляет 31 228 рублей 18 копеек. При том, что семья истицы состоит из 4 человек, то на каждого члена семьи приходится по 7807 рублей 04 копейки, что меньше прожиточного минимума на члена семьи, определенного на 2 квартал 2019 года, составляющего 11 538 рублей на члена семьи.
В связи с чем, вывод судов первой и апелляционной инстанций о признании незаконным отказа Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района года Севастополя в назначении Ермоленко И.Н. ежемесячной выплаты на ребенка ФИО5, 2014 года рождения, до достижения возраста восьми лет является законным и обоснованным.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки заявителя на рекомендательный характер Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), изложенных в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 18-2/10/В-11200, в обоснование незаконности оспариваемых судебных актов является необоснованной, поскольку из решения и апелляционного определения не следует, что при разрешении спора суды руководствовались указанными Методическими рекомендациями.
Изложенные кассатором доводы о том, что к спорным отношениям не подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено, поэтому судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.