Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю о включении периодов работы в выслугу лет в льготном исчислении
по кассационной жалобе ФИО9 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, представителя истца по доверенности Кобзарева В.И, представителя ответчика по доверенности Николаева А.Н, судебная коллегия
установила:
Харту С.Б. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, в котором просил возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю обязанность включить Харту С.Б. в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета один месяц службы за два месяца периодов службы в должностях, непосредственно связанных с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза: с 01 ноября 1993 года по 17 ноября 1999 года и с 18 ноября 2004 по 29 декабря 2006 года с учетом приложения N2 к приказу Минюста России от 01 декабря 2005 года N233.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 27 января 2020 года исковые требования Харту С.Б. удовлетворены в полном объеме.
На Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю возложена обязанность включить в выслугу лет Харту С.Б. для назначения пенсии на льготных условиях из расчета один месяц службы за два месяца периодов службы в должностях, непосредственно связанных с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза: с 01 ноября 1993 года по 17 ноября 1999 года и с 18 ноября 2004 по 29 декабря 2006 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 года решение Ленинского районного суда города Краснодара от 27 января 2020 года отменено. Истцу в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец Харту С.Б. просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Харту С.Б. указывает, что, несмотря на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что в федеральном казенном учреждении "СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю" создавались изолированные участки, однако, наличие изолированного участка для содержания больных туберкулезом в следственных изоляторах организационно не возможно, при этом нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, их наличие не предусмотрено. Действовавшим ранее и в настоящее время законодательством допускается создание изолированных участков исключительно в местах отбывания наказания: исправительных колониях, лечебно-исправительном и лечебно-профилактическом учреждениях, поскольку именно изолированное содержание спецконтингента в отдельных камерах является принципиальным отличием следственных изоляторов и тюрем от других видов исправительных учреждений. Ссылаясь на Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", полагает, что в следственных изоляторах даже теоретически невозможно создание изолированных жилых помещений - изолированного (локального) участка, поскольку лица, содержащиеся под стражей (в том числе больные) должны содержаться в камерах (в том числе камерах стационара и туберкулезного отделений), при этом без каких-либо упоминаний "изолированных участков" прямо определено "раздельное размещение" в камерах отдельно от других подозреваемых и обвиняемых больных инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Полагает ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о необходимости наличия приказов о назначении надбавки к должностному окладу за фактическое отработанное время в условиях контактирования с больными активным туберкулезом, поскольку указанная надбавка введена позднее спорного периода, при этом она назначается различным сотрудникам следственного изолятора, а не только сотрудникам медицинской части. Указывает о наличии в материалах дела сведений, о том, что в спорный период времени содержались и получали лечение больные активным туберкулезом, в специально выделенных для содержания больных активным туберкулезом камерах и в специально выделенных камерах стационара медицинской части (в настоящее время туберкулезной больницы), изолированно от остальных лиц из числа спецконтингента.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Кобзарев В.И. кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика по доверенности Николаев А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, причине неявки не сообщил.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Харту С.Б. поступил на службу в уголовно-исполнительную систему в оперативный отдел учреждения ИЗ- "адрес" края в должности оперуполномоченного.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Харту С.Б. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности оперуполномоченного оперативно отдела СИЗО-1 "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего смены дежурной смены отдельного корпусного блока СИЗО-1 "адрес".
Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ майор внутренней службы Харту С.Б, старший смены дежурной смены отдельного корпусного блока федерального государственного учреждения "СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю" уволен по пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Выслуга лет на день увольнения составляет: в календарном исчислении - 15 лет 09 месяцев, в льготном исчислении - 22 года 04 месяца, для выплаты единовременного пособия - 13 лет 01 месяц, коэффициент, применяемый при расчете выслуги лет для назначения пенсии, составил 1, 5.
02 сентября 2019 года Харту С.Б. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете выслуги лет за периоды службы в должностях непосредственно связанных с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении - один месяц за два.
ДД.ММ.ГГГГ письмом N N Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю отказало в перерасчете выслуги лет, поскольку в федеральном государственном учреждении "СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю" изолированные участки для содержания и лечения больных активным туберкулезом не предусмотрены.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941, приказом Минюста России от 01 декабря 2005 года N233, исходил из того, что истец в спорные периоды являлся сотрудником исправительного учреждения, специальными приказами начальника учреждения закреплен за изолированными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что в федеральном государственном учреждении "СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю" создавались изолированные участки для содержания и лечения больных туберкулезом, а Харту С.Б. являлся сотрудником медико-санитарной части следственного изолятора, осуществляющим свою деятельность в изолированной для туберкулезных больных участке.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 18 указанного Федерального закона в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, в том числе служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Согласно абзацу 12 подпункта "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается на льготных условиях один месяц службы за два месяца в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 года, а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12 марта 2001 года по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции Российской Федерации.
Перечень противотуберкулезных медицинских организаций утвержден Приказом Минюста Российской Федерации от 06 июня 2002 года N 152 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 года N 132" (действовал на момент прохождения истцом службы в период с 18 марта 2003 года и утратил силу в связи с принятием Приказа Минюста Российской Федерации N 233 от 01 декабря 2005 года).
Приказом Минюста Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N233 утверждены Перечни должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Положениями указанных приказов предусмотрено, что к противотуберкулезным организациям уголовно-исполнительной системы относятся, в том числе туберкулезные больницы и их отделения (участки), которые могут создаваться как самостоятельные учреждения здравоохранения уголовно-исправительной системы Минюста России, Федеральной службы исполнения наказания России, так и в составе следственного изолятора и (или) исправительного учреждения; медицинские части исправительных учреждений и (или) следственных изоляторов, в которых осуществляется содержание и лечение осужденных и лиц, заключенных под стражу, больных туберкулезом.
Письмом Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 23 октября 2002 года N18/7/5-324 разъяснен порядок применения приказа Минюста Российской Федерации от 06 июня 2002 года N 152, согласно которому сотрудникам исправительных учреждений (пункт 1 Приложения N 2) исчисление выслуги лет для назначения пенсии осуществляется на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) на основании приказа начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о закреплении за противотуберкулезными организациями, а также за локальными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, которые также установлены приказом соответствующего начальника учреждения и органа уголовно-исполнительной системы.
Приказом Минюста Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 233 также утвержден Перечень должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (Приложение N 2). Пунктом 1 Перечня предусмотрены сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов, закрепленные приказом органа или учреждения уголовно-исправительной системы Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний России за изолированными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующих с больными активной формой туберкулеза.
Согласно пункту 5 Приложения к приказу Минздрава Российской Федерации N 225, Министра обороны Российской Федерации N 194, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 363, Минюста Российской Федерации N 126, Минобразования Российской Федерации N 2330, Минсельхоза Российской Федерации N 777, Федеральной пограничной службы Российской Федерации N 292 от 30 мая 2003 года "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда" утвержден перечень должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы Минюста России.
Пунктом 2 первого столбца раздела 5 Перечня к числу должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, отнесены медицинские сотрудники и работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи и контактирующие с больными активной формой туберкулеза, независимо от занимаемой должности, у которых контакт с больными активным туберкулезом и с материалом, инфицированным микобактериями туберкулеза, составляет не менее 50% рабочего времени, в том числе работающие на локальных участках исправительных учреждений, созданных для содержания больных активным туберкулезом. Согласно пункту 2 второго столбца того же раздела указанное положение распространяется на локальные участки исправительных учреждений, созданных для содержания больных активным туберкулезом, туберкулезных отделений следственных изоляторов, тюрем, бактериологических лабораторий по диагностике туберкулеза при территориальных органах уголовно-исполнительной системы Минюста России, бактериологические и клинико-диагностические лаборатории при исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
В соответствии с пунктом 318 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации N 640, Минюста Российской Федерации N 190 от 17 октября 2005 года "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу", действующим на момент возникновения спорных правоотношений, к медицинским противотуберкулезным организациям уголовно-исполнительной системы относятся, в том числе, учреждения (исправительные учреждения, следственные изоляторы), в которых созданы изолированные участки для содержания и лечения больных туберкулезом, а также туберкулезные лечебно-диагностические отделения больниц либо медицинских частей, иные медицинские подразделения, оказывающие противотуберкулезную помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным, исполняют функции медицинских противотуберкулезных организаций.
В отношении истца приказ о закреплении за таким учреждением, изолированным участком не издавался.
С учетом характера спорных правоотношений, правильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права, при установлении на основании представленных сторонами спора в материалы дела доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствия совокупности предусмотренных приведенными выше нормативными положениями условий, при которых возможно исчисление стажа Харту С.Б. периода работы с 01 ноября 1993 года по 17 ноября 1999 года и с 18 ноября 2004 по 29 декабря 2006 года на льготных условиях - один месяц службы за два месяца, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска Харту С.Б.
Все доказательства получили оценку суда в обжалуемом решении - по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с точки зрения достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, при этом нарушений правил оценки доказательств судами не допущено.
Все обстоятельства, на которые ссылались стороны в обоснование своих требований и возражений, получили соответствующую правовую оценку судов.
Фактически доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, сформулированных по результатам оценки представленных доказательств, в связи с чем, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Спор разрешен судом с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают вывода суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах апелляционное определение является законным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.