Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяченко С.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Северском районе Краснодарского края о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий, по кассационной жалобе Дьяченко С.С, поступившей с делом 8 сентября 2021 г, на решение Северского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Дьяченко С.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Северском районе Краснодарского края (далее ГУ УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края), в котором просил суд признать незаконным решение ответчика от 11 июня 2020 г. об отказе в установлении пенсии, обязать назначить и выплатить ему пенсию с момента обращение в ГУ УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2020 г. исковые требования Дьяченко С.С. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дьяченко С.С. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что период работы с 14 октября 1985 г. по 13 июня 1987 г. в цехе серной кислоты аппаратчик плавления ПО "Борс" подлежит включению в специальный стаж работы истца, так как относится к вредным условиям труда. Судами должно быть осуществлено суммирование периодов работы по Списку N1 и по Списку N2 в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Ответчик направил возражения на кассационную жалобу Дьяченко С.С, в которых просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, дело рассмотреть без участия представителя пенсионного органа.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судебными инстанциями не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ГУ УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края от 11 июня 2020 г. Дьяченко С.С, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отказано в назначении пенсии по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности (л. д. 13).
Из содержания указанного решения следует, что страховой стаж Дьяченко С.С. составляет 31 год 7 месяцев 28 дней. Специальный стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 4 года 6 месяцев 11 дней. Специальный с учетом суммирования стажа по пункту 7 статьи 30 составляет 8 лет 3 месяца.
В специальный стаж истца не включены периоды с 4 ноября 1983 г. по 21 мая 1984 г. - машинист башенного крана КБ-572 на нижний склад, т.к. согласно Списку N2 правом на льготное обеспечение до 1 января 1992 г. пользуются автокрановщики верхних складов; с 14 октября 1985 г. по 13 июня 1987 г. в цехе серной кислоты аппаратчик плавления предприятие Производственное объединение "Бор" - т.к. нет подтверждающих документов об отнесении данной должности и производства к тяжелым условиям труда.
Полагая данный отказ пенсионного органа незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая истцу во включении в специальный стаж спорных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Согласно списку N 2 раздел ХХП "Лесозаготовки", утверждённому 22 августа 1956 г, право на льготное обеспечение до 1 января 1992 г. пользуются автокрановщики на верхних складах, поэтому в специальный стаж заявителя не может быть включён период работы с 4 ноября 1983 г. по 21 мая 1984 г. - машинист башенного крана КБ-572 на нижнем складе. Период работы с 14 октября 1985 г. по 13 июня 1987 г. в цехе серной кислоты аппаратчик плавления предприятие Производственное объединение "Бор" не может быть включён в специальный стаж, так как нет подтверждающих документов об отнесении данной должности и производства к тяжелым условиям труда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона 400-ФЗ установлено, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Пунктом 5 части 1 указанной статьи предусмотрено право на досрочное назначение пенсии за работу в локомотивных бригадах.
В соответствии с подпунктами "б" и "д" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года; при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования - Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
В соответствии со списком N2 раздел ХХП "Лесозаготовки", утверждённому 22 августа 1956 г, правом на льготное обеспечение до 1 января 1992 г. пользуются автокрановщики на верхних складах, поэтому в специальный стаж заявителя не может быть включён период работы с 4 ноября 1983 г. по 21 мая 1984 г. - машинист башенного крана КБ-572 на нижнем складе.
Период работы Дьяченко С.С. с 14 октября 1985 г. по 13 июня 1987 г. в цехе серной кислоты аппаратчик плавления ПО "Бор" не может быть включён в специальный стаж, поскольку истцом, в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих отнесение данной должности и производства к тяжелым.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пунктам 4 и 5 Правил N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды некоторых видов работ.
Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.
Согласно пункту 3 Правил N 516 суммирование работ, предусмотренных в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ с работами, предусмотренными в пункте 7 части 1 статьи Закона N 400-ФЗ применяется, только если в результате прибавления к периодам работы с тяжелыми условиями труда (пункт 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) периодов работ, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, имеется требуемый специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев. Снижение возраста при суммировании стажа не предусмотрено.
Довод кассационной жалобы, что в данном должно быть осуществлено суммирование периодов работы по Списку N1 и по Списку N2 в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" судебной коллегией отклоняется, поскольку период работы с 14 октября 1985 г. по 13 июня 1987 г. не подлежит включению в специальный стаж работы истца по Списку N1.
Специальный стаж истца в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N400-ФЗ составляет 8 лет 3 месяца при требуемом 12 лет 6 месяцев, в связи с чем, оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Приведенные Дьяченко С.С. в жалобе доводы о наличии у него права на досрочное назначение пенсии по старости, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения апелляционной инстанции являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дьяченко С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е. "адрес"
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.