Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Дурневой С.Н, Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 о признании действий ответчика, выразившихся в исключении несовершеннолетнего из списка состава семьи на обеспечение жильем военнослужащего, незаконными и возложении обязанности по внесению в заявление о рассмотрении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении несовершеннолетнего ребенка в качестве члена семьи по кассационной жалобе ФИО2 на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 10 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 1 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратилась с иском к ФИО3 о признании действий ответчика, выразившихся в исключении несовершеннолетнего из списка состава семьи на обеспечение жильем военнослужащего, незаконными и возложении обязанности по внесению в заявление о рассмотрении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении несовершеннолетнего ребенка в качестве члена семьи.
В обоснование своих требований истец указала на то, что она является бывшей супругой ФИО3, от брака с которым имеется сын ФИО1, 3 апреля 2008 года рождения. ФИО3 в период прохождения военной службы, 7 декабря 2017 года обратился с заявлением о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья, в котором указал в качестве члена своей семьи несовершеннолетнего сына. 6 февраля 2018 года ФИО3 подал заявление, в котором просил не ставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в качестве члена его семьи сына. 21 февраля 2018 года ФИО3 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек, а их несовершеннолетний сын на учет поставлен не был. Фактически их несовершеннолетний сын был лишен права на приобретение жилья, являясь членом семьи ФИО3 и нуждаясь в обеспечении жильем.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 10 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 1 июня 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО2 поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
ФИО2, ФИО3, представитель Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Южрегионжилье"), надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО3 обратился в ФГКУ "Южрегионжилье" с заявлением о принятии его с составом семьи 2 человека (сам военнослужащий, сын - ФИО1, ФИО9 года рождения), на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Впоследствии ФИО3 в адрес жилищного органа было представлено заявление с просьбой об исключении из состава семьи сына ФИО1 в связи с тем, что отсутствует факт совместного проживания с военнослужащим, а ребенок проживает с матерью.
Решением ФГКУ "Югрегионжилье" ФИО3 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 1 человек, избранное место жительства - "адрес", форма обеспечения - жилищная субсидия.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, исходили из того, что для получения социальных гарантий родственники военнослужащего признаются членами его семьи при условии совместного проживания с ним. Учитывая, что несовершеннолетний ребенок с ответчиком не проживает, а проживает с матерью ФИО2, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции при установленных обстоятельствах дела также соглашается с выводами, изложенных в принятых судебных актах.
Статьей 3 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" (далее - Закон "О статусе военнослужащих") для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Этой же нормой материального права установлены правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статьей 2 Закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
Согласно п. 1 статьи 15 Закон "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а одним из условий обеспечения военнослужащего жилым помещением с учетом членов его семьи является их совместное проживание.
Данная норма материального права корреспондирует с положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", изданного в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 1 названной Инструкции предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому, наряду с иными документами, прикладываются копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации.
Таким образом, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи. В данном случае несовершеннолетний ребенок с ответчик совместно не проживает, в связи с чем суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций. В оспариваемых постановлениях им дано необходимое правовое обоснование. Указанные доводы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и основанием к отмене судебных постановлений служить не могут.
В соответствии с положениями части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационному суду общей юрисдикции не предоставлены полномочия устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 10 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 1 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи С.Н. Дурнева
В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.