Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Утегенова А.Ж. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области и комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области о предоставлении единовременной социальной выплаты
по кассационной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, истца Утегенова А.Ж, представителя истца Сыроватского А.А, судебная коллегия
установила:
Утегенов А.Ж. обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области и комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области, в котором с учетом уточненного иска просил:
- признать незаконным решение комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от 31 июля 2020 года N134, утвержденное распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области от 12 августа 2020 года N1/3019 в части внесения изменения в материалы учетного дела Утегенова А.Ж, согласно которым семья Утегенова А.Ж. стала состоять на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе трех человек (Утегенов А.Ж, супруга ФИО7, сын Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ);
- признать незаконными решение комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от 31 июля 2020 года N137, утвержденное распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области от 12 августа 2020 года N1/3022 в части предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения пенсионеру Министерства внутренних дел Российской Федерации ФИО12 А.Ж. на семью в составе трех человек (Утегенов А.Ж, супруга ФИО7, сын Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения);
- признать Утегенова Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи Утегенова А.Ж.;
- признать за Утегеновым А.Ж. право на получение единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 4 человек (Утегенов А.Ж, супруга ФИО7, сын Утегенов Р.А, 2009 года рождения, сын Утегенов Р.А, 1998 года рождения);
- возложить на ответчика обязанность восстановить истца Утегенова А.Ж. с семьей в составе 4 человек (Утегенов А.Ж, супруга ФИО7, сын Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначального приема на данный учет;
- взыскать с ответчика в пользу Утегенова А.Ж. дополнительные денежные средства в размере 1 006 556, 54 рублей в счет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Определением Ленинского районного суда г. Астрахани от 20 ноября 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Астрахани от 03 декабря 2020 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением Ленинского районного суда г. Астрахани от 22 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, привлечен Утегенов Р.А.
Определением Ленинского районного суда г. Астрахани от 19 января 2021 года гражданское дело передано по подсудности в Кировский районный суд г. Астрахани.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 07 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований Утегенова А.Ж. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 июня 2021 года решение Кировского районного суда г. Астрахани от 07 апреля 2021 года отменено в части отказа в иске о признании решений незаконными, признании членом семьи, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты, постановлено новое решение об удовлетворении требований Утегенова А.Ж. в данной части.
Признано незаконным решение комиссии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области от 31 июля 2020 года N 134, утверждённое распоряжением управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области от 12 августа 2020 года N 1/3019 в части внесения изменений в материалы учетного дела Утегенова А.Ж, согласно которого семья ФИО12 стала состоять на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе трех человек (Утегенов А.Ж, супруга ФИО8, сын Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Признано незаконным решение комиссии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области от 31 июля 2020 года N 137, утверждённое распоряжением управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области от 12 августа 2020 года N 1/3022 в части предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения пенсионеру Министерства внутренних дел России Утегенову А.Ж. на семью в составе трех человек (Утегенов А.Ж, супруга ФИО8, сын Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан членом семьи Утегенова А.Ж.
Признано за Утегеновым А.Ж. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе четырех человек (Утегенов А.Ж, супруга ФИО8, сын Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
На управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области возложена обязанность восстановить Утегенова А.Ж. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе четырех человек (Утегенов А.Ж, супруга ФИО8, сын Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с даты первоначального принятия на данный учет.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика указывает, что поскольку истец утверждает о том, что Утегенов Р.А. пожелал получить уровень высшего профессионального образования - магистратура, то этим подтверждает факт, что поступление в магистратуру, являлось и является правом (желанием), а не обязанностью его сына Утегенова Р.А. Таким образом комиссия Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по состоянию на 31 июля 2020 года не могла заранее предугадать действия сына истца - Утегенова Р.А, то есть будет ли им осуществляться обучение в магистратуре по очной форме обучения либо им будет осуществляться иная деятельность (трудовая деятельность, служба в вооруженных силах и т.д.). Полагает, что в период с 13 июля 2020 года по 01 сентября 2020 года сын истца не обучался в образовательной организации по очной форме обучения, в связи с чем 31 июля 2020 года комиссией принимались законные решения, которые соответствовали фактическим обстоятельствам. Указывает, что решение комиссии N 146 от 15 сентября 2020 года не являлось предметом иска Утегенова А.Ж. и им не обжаловалось в рамках данного гражданского дела, фактически решение комиссии N 146 от 31 июля 2020 года отменено решением комиссии N 146 от 15 сентября 2020 года.
Обращает внимание, что судом апелляционной инстанции проигнорирован довод стороны ответчика о том, что поскольку Утегеновым А.Ж. фактически реализовано право на получение единовременной социальной выплаты, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ, то в силу положений подпункта "в" пункта 19, а также пунктов 27-30 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, истец не может быть восстановлен на учете для получения единовременной социальной выплаты, в том числе в силу того, что утвержденная формула расчета размера единовременной социальной выплаты не предусматривает возможность вычета ранее выплаченной суммы заявителю.
В судебном заседании истец Утегенов А.Ж. и его представитель по ордеру Сыроватский А.А. возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание явку представителя не обеспечили, причин неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Утегенов А.Ж. проходил службу в органах внутренних дел, является пенсионером Министерства внутренних дел России.
12 ноября 2012 года Утегенов А.Ж. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи 4 человек (Утегенов А.Ж, супруга ФИО8, сын Утегенов Р.А, 1998 года рождения, сын Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на основании решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области от 31 июля 2020 года, утвержденным распоряжением N 1/3019 от 12 августа 2020 года, изменен состав семьи Утегенова А.Ж, подлежащий учету при решении вопроса о предоставлении социальной выплаты на жилье, из него исключен его сын - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Основанием для исключения ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из членов семьи истца послужил тот факт, что сын истца закончил обучение в образовательном учреждении по очной форме обучения в июле 2020 года.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области от 31 июля 2020 года, утвержденным N1/3022 от 12 августа 2020 года, рассмотрен вопрос по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения пенсионеру Министерства внутренних дел России Утегенову А.Ж. на семью в составе трех человек: Утегенов А.Ж, супруга ФИО8, сын ФИО12 Радмир, 2009 года рождения).
Приказом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" от 13 июля 2020 года N763 Утегенов Р.А. отчислен с четверного курса очной формы обучения за счет бюджетных средств в связи с окончанием обучения.
Приказом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" от 26 августа 2020 года N1022 Утегенов Р.А. зачислен на первый курс очной формы обучения за счет бюджетных средств, с датой начала обучения 01 сентября 2020 года, предварительный срок окончания обучения - 30 июня 2022 года.
Распоряжением Министра внутренних дел России N1/10808 от 24 сентября 2020 года на основании протокола заседания комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от 15 сентября 2020 года N 146, утвержденного распоряжением N1/3549 от 15 сентября 2020 года, пенсионеру Министерства внутренних дел России Утегенову А.Ж. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 861 165, 04 рублей.
15 октября 2020 года платежным поручением N истцу Утегенову А.Ж. перечислена на счет единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 861 165, 04 рублей.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области от 22 октября 2020 года, утвержденным распоряжением N1/4163 от 26 октября 2020 года, в соответствии с пунктом "в" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утверждённых Постановлением Правительства от 30 декабря 2011 года N 1223 истец Утегенов А.Ж. снят с учета в связи с реализацией права на получение единовременной социальной выплаты.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, исходил из того, что по состоянию на 31 июля 2020 года Утегенов Р.А. не являлся учащимся по очной форме обучения, в связи с чем признал решение комиссии об изменении состава семьи Утегенова А.Ж. законным и обоснованным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятия решения о внесении изменений в учётное дело Утегенова А.Ж. и о необходимости предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 861 165, 04 рублей на семью в составе трех человек.
Поскольку Утегенову А.Ж. произведена единовременная социальная выплата на состав семьи из трех человек, то суд первой инстанции пришел к выводу, о необоснованности требований истца о признании права на получение единовременной социальной выплаты на состав из 4 человек, при этом указав на отсутствие возможности восстановления на учете на получение единовременной социальной выплаты лиц, реализовавших право на получение такой выплаты, поскольку это действующим законодательством не предусмотрено.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент принятия решения комиссией о внесении изменений в состав семьи Утегенова А.Ж, подлежащий учету при решении вопроса о предоставлении социальной выплаты на жилье и по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Утегенову А.Ж. на семью в составе трех человек, как на 31 июля 2020 года, так и на 15 сентября 2020 года сын Утегенова А.Ж. - Утегенов Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не достигший возраста 23 лет обучался в образовательной организации по очной форме обучения, следовательно, не утратил право, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика денежных средств не подлежат удовлетворению, поскольку восстановление нарушенного права в дальнейшем породит право на получение денежных средств, которые подлежат расчету и выплате на основании определенной процедуры органом, на которого возложена обязанность по восстановлению нарушенного права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ) данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 названной статьи.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ установлено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле, включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
В случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений (пункт 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 19 указанных Правил перечислены основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты, в том числе, в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты (подпункт "в").
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции о том, что поскольку сын истца Утегенов Р.А, 1998 года рождения, не достигший возраста 23 лет обучался в образовательной организации по очной форме обучения, то не утратил право, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, основанными на законе.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что судом апелляционной инстанции нарушении норм материального права являются не состоятельными, поскольку суд, рассматривающий дело, определяет, какие нормы материального права подлежат применению по каждому конкретному делу, которые вытекают из существа правоотношений, и указывает закон, подлежащий применению, анализирует доказательства, представленные сторонами, с позиции их достаточности, относимости и допустимости, определяет юридически значимые обстоятельства, необходимые для вынесения судом законного и обоснованного решения по делу.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в определении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судами двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При таких обстоятельствах апелляционное определение Астраханского областного суда от 16 июня 2021 года является законным, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.