Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяковой Елены Григорьевны к муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым" о признании незаконным отказа и выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий
по кассационной жалобе Дьяковой Елены Григорьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Дьякова Е.Г. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым" (далее - Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя), в котором с учетом уточненного иска просила:
- признать отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя N от 11 сентября 2020 года незаконным;
- возложить на Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя обязанность произвести повторное рассмотрение заявления от 16 июня 2020 года и всех необходимых документов на выдачу сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 февраля 2021 года иск Дьяковой Е.Г. удовлетворен.
Признан незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя в предоставлении сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий от 11 сентября 2020 года согласно уведомлению N.
На Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя возложена обязанность рассмотреть обращение Дьяковой Е.Г. о выдаче сертификата на единовременную выплату улучшения жилищных условий согласно законодательству, действовавшему на момент ее обращения - 16 июня 2020 года.
Кроме того, с Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя в пользу Дьяковой Е.Г. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2021 года решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 февраля 2021 года отменено, постановлено по делу новое решение об отказе Дьяковой Е.Г. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец Дьякова Е.Г. просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов истец Дьякова Е.Г. указывает, что суд апелляционной инстанции сослался на статью 3 Закона Республики Крым от 09 августа 2019 года N 631-3PK/2019 (в редакции от 17 апреля 2020 года), согласно которой право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Однако, по мнению заявителя, статья 3 Закона Республики Крым от 09 августа 2019 года N 631-3PK/2019 (в редакции от 17 апреля 2020 года) предусматривает определение размера обеспеченности общей площадью жилых помещений как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина. Таким образом, одним из условий получения дополнительной меры социальной поддержки является совместное проживание членов семьи. Законом Республики Крым от 23 сентября 2020 года N110-ЗРК/2020 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" в статью 3 Закона Республики Крым от 09 августа 2019 года N 631-3PK/2019 внесены изменения, то есть после подачи истцом соответствующих документов.
Указывает, что ответчику предоставлены документы, подтверждающие совместное проживание ее членов семьи и несовершеннолетних детей, а в суд апелляционной инстанции представлена справка, подтверждающая совместное проживание с ней и ее мужем несовершеннолетних детей, которые наблюдаются в указанной клинической больнице. Данной справке суд апелляционной инстанции не дал надлежащую оценку и не отразил ее в судебном акте.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 16 июня 2020 года Дьяковой Е.Г. в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым подано заявление о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, с приложением всех, имеющихся документов: паспорт заявителя и супруга; СНИЛС заявителя, детей и супруга; свидетельства о рождении детей; свидетельства о регистрации по месту пребывания; свидетельство о регистрации брака, свидетельство о праве собственности; справка о доходах.
11 сентября 2020 года Дьяковой Е.Г. получено уведомление N об отказе в выдаче сертификата на единовременную выплату в соответствии с пунктами 9, 16 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым N574 от 10 октября 2019 года.
Причиной отказа послужило отсутствие в предоставленных истцом Дьяковой Е.Г. документах к заявлению о выдаче сертификата, документа содержащего сведения о совместно проживающих и зарегистрированных с заявителем членах его семьи, а также степень родства или свойства по отношению к заявителю и место постоянного проживания таких членов семьи заявителя. По мнению ответчика, в предоставленных истцом документах отсутствует документ, подтверждающий совместное проживание и регистрацию с сыном, Дьяковым М.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Также судом установлено, что с 16 марта 2004 года место жительства Дьяковой Е.Г. зарегистрировано по адресу: "адрес".
По указанному адресу также зарегистрированы Антонов Г.Н. (владелец квартиры), Антонова Л.А. (жена), Антонов М.Г.(сын), Дьякова Е.Г. (дочь).
С 29 мая 2020 года в данном жилом помещении зарегистрированы: Дьяков Е.С. (зять), Дьяков М.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (внук), и Дьяков И.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (внук).
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания Дьяков Е.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дьяков И.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дьяков М.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес" с 29 мая 2020 года по 28 мая 2021 года.
Местом постоянной регистрации супруга заявителя Дьяковой Е.Г. - Дьякова Е.С. и ее несовершеннолетних детей Дьякова И.Е. и Дьякова М.Е. является адрес: "адрес".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Дьяковой Е.Г, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N631- ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", исходил из того, что Дьяковой Е.Г. подан ответчику полный пакет документов, в том числе о регистрации заявителя и временной регистрации членов ее семьи по адресу: "адрес", что является достаточным условием для подтверждения факта совместного проживания и регистрации родителей и ребенка по месту жительства по одному адресу, в связи с чем пришел к выводу о незаконности принятого ответчиком решения, возложив на него обязанность повторно рассмотреть заявление Дьяковой Е.Г. о выдаче сертификата.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Дьяковой Е.Г. исходил из того, что статьей 3 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N631-ЗРК/2019 (в редакции от 17 апреля 2020 года), установлено право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу, то есть в указанном законе речь идет о постоянной регистрации лиц, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки, с целью установления состава семьи, дохода на каждого и наличия в собственности каждого члена семьи имущества в виде жилого помещения не более 18 кв.м.
Поскольку согласно заявлению Дьяковой Е.Г. от 16 июня 2020 года истцом собственноручно перечислены документы, подтверждающие право на получение меры социальной поддержки, в которых отмечено, что при подаче ею заявления приложены документы: паспорта матери, отца, её и супруга, свидетельства о рождении детей, свидетельства о рождении её и супруга, документы о праве собственности, документы о праве собственности на участок, три справки о доходах и копия трудовой книжки супруга, при этом иных документов, в том числе о регистрации по месту пребывания, либо сведений из лицевого счета по месту пребывания не указано, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы ответчика об отсутствии доказательств совместного проживания заявителя и членов его семьи нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу, в связи с чем, решение ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, является обоснованным и законным.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" установлена дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым.
Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.
Согласно статье 2 указанного Закона, единовременная выплата для улучшения жилищных условий - средства бюджета Республики Крым, направленные на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом (далее - единовременная выплата); сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки.
Статьей 3 поименованного Закона Республики Крым (в редакции от 17 апреля 2020 года), право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 вышеуказанного Закона Республики Крым в этой же редакции, лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).
В силу статьи 5 данного Закона Республики Крым, размер единовременной выплаты определяется исходя из общей площади жилого помещения 18 квадратных метров путем ее умножения на среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, устанавливаемую ежеквартально Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на день рождения ребенка. Размер единовременной выплаты не должен превышать стоимость приобретаемого жилого помещения или сумму остатка основного долга заявителя по договору долевого строительства, ипотечного кредита и процента по нему на дату подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты.
Частью 1 статьи 6 поименованного Закона Республики Крым в указанной редакции предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из следующих условий:
1) если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;
2) если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;
3) если родители (одинокий родитель) проживают на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.
В соответствии с частью 4 статьи 4 вышеуказанного Закона Республики Крым в указанной редакции, основаниями для отказа в выдаче сертификата являются: 1) отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом; 2) предоставление неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.
В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 4, 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", Советом министров Республики Крым принято постановление от 10.10.2019 N 574 "Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Положение).
Пунктом 3 указанного Постановления Совета министров Республики Крым в редакции от 30 января 2020 года предусмотрено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания, а также при одновременном наличии следующих условий:
- размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата, а также распоряжения единовременной выплатой;
- обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений определяется в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 631-ЗРК/2019.
Под членами семьи гражданина-заявителя в настоящем Положении понимаются проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с гражданином-заявителем.
В соответствии с вышеперечисленными нормами, обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 кв.м в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи.
Как правомерно указано судом апелляционной инстанций, в указанных правовых нормах речь идет о постоянной регистрации лиц, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки, с целью установления состава семьи, дохода на каждого и наличия в собственности каждого члена семьи имущества в виде жилого помещения не более 18 кв.м.
Материалами дела установлено, что истец Дьякова Е.Г, ее супруг и их несовершеннолетние дети, постоянно зарегистрированы по разным адресам, с 29 мая 2020 года имеют временную регистрацию по месту пребывания до 29 мая 2021 года по адресу: "адрес".
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о правомерности отказа Департамента труда и социальной защити населения Администрации г. Симферополя в предоставлении сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий от 11 сентября 2020 года согласно уведомлению N, поскольку истцом не представлен полный перечень документов для подтверждения обеспеченности жилым помещением.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судом апелляционной инстанции, обжалуемые судебные акты содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2021 года является законным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховный Суда Республика Крым от 22 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дьяковой Елены Григорьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.