Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаковой Елизаветы Боваевны к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе представителя Лаковой Елизаветы Боваевны по доверенности Корнусовой Дели Савровны на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, представителя истца, судебная коллегия
установила:
Лакова Е.Б. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании за счет средств бюджета Республики Калмыкия невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с 01 июля 2019 года по 28 февраля 2021 года в размере 222 717, 72 рублей и расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 апреля 2021 года в удовлетворении иска Лаковой Е.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июля 2021 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 апреля 2021 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе представитель истца просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, приняв по делу новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что положения статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года N 51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" на истца Лакову Е.Б. не распространяются. Указывает, что правовой механизм регулирования отношений, связанных с выплатой пенсии по выслуге лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия от одного года до трех лет отсутствует с 27 июля 2016 года и по настоящее время, поскольку Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", на основании которого Лаковой Е.Б. назначена пенсия за выслугу лет, признан недействующим, а по новому Закону Республики Калмыкия N 51-VI-З Лакова Е.Б. не вправе получать пенсию за выслугу лет. Ссылаясь на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, полагает, что государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, при этом законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться. Однако, после признания утратившим силу Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки не предусмотрено.
Полагает, что отсутствие правового механизма регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия менее трех лет, само по себе не может означать фактического лишения указанных лиц гарантированного федеральным законодателем права на дополнительное пенсионное обеспечение, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для реализации этого права, поскольку в Российской Федерации, по смыслу и содержанию положений статьи 55 Конституции Российской Федерации, не должны издаваться и соответственно применяться законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Указывает, что суды первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего гражданского дела должны были установить, что Закон Республики Калмыкия N 51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" не соответствует Конституции Российской Федерации и удовлетворить исковые требования Лаковой Е.Б, применив нормы актов, имеющих наибольшую юридическую силу.
В судебном заседании представитель истца Лаковой Е.Б. по доверенности Корнусова Д.С. кассационную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 6 декабря 2005 года по 7 марта 2008 года Лакова Е.Б. замещала государственную должность Республики Калмыкия - депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной постоянной основе, стаж замещения государственной должности Республики Калмыкия составляет 2 года 3 месяца 1 день.
С 07 марта 2008 года Лаковой Е.Б. назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия".
С 27 июля 2016 года выплата Лаковой Е.Б. пенсии за выслугу лет прекращена в связи с признанием Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" недействующим.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 года исковые требования Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании пенсии за выслугу лет удовлетворены частично.
С Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. взыскана невыплаченная пенсия за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в размере 28 792, 29 рублей за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 01 октября 2019 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. взыскана пенсия за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в размере 434 889, 68 рублей.
19 марта 2020 года Лакова Е.Б. обратилась к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет за замещение государственной должности Республики Калмыкия - депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной постоянной основе.
13 апреля 2020 года письмом N Министерство социального развития, груда и занятости Республики Калмыкия сообщило, что с момента вступления в законную силу Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года N 51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" представление о назначении пенсии за выслугу лет Лаковой Е.Б. не поступало.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска Лаковой Е.Б, руководствуясь положениями статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", части 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях ", Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года N 51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", исходил из того, что положения Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года N51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" на момент возникновения спорных правоотношений не предусматривали назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, имеющим стаж работы в указанной должности менее трех лет.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обеспечением.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы нижестоящих судов основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1, действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичное положение содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 года.
К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих данного субъекта, в том числе определение условий, при которых лицо, замещавшее должность государственной гражданской службы субъекта, имеет право на получение ежемесячной пенсии за выслугу лет.
В рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Пунктом 10 Указа Президента РФ от 19 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного указа исключительно за счет собственных средств.
В Республике Калмыкия правоотношения по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия определены в Законе Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года N51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия".
Согласно части 2 статьи 1 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года N51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом.
Пунктом 1 статьи 1 названного Закона N51-VI-З (в редакции Закона Республики Калмыкия от 16 декабря 2019 года N 89-VI-З) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим на 15 сентября 1997 года и позднее государственные должности Республики Калмыкия (далее государственные должности), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года N51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" лица, замещавшие государственные должности, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на пенсию за выслугу лет при замещении суммарно указанных государственных должностей от трех до шести лет в размере 55 процентов, свыше шести лет - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Исходя из буквального содержания приведенной нормы право на пенсию за выслугу лет лица, замещавшие государственные должности, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), при замещении суммарно указанных государственных должностей не менее трех лет.
Как установлено судом первой инстанции, истцу Лаковой Е.Б. с 7 марта 2008 года решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 14 апреля 2008 года N181 назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия".
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" (в редакции от 14 мая 2015 года) признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года N42-АПГ16-6 решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года оставлено без изменения.
Как усматривается из материалов дела, с 27 июля 2016 года выплата Лаковой Е.Б. пенсии за выслугу лет прекращена в связи с признанием Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" недействующим, при этом истцом не оспаривалось названное решение о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет.
С момента вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года N51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" представление о назначении пенсии за выслугу лет Лаковой Е.Б. в установленном порядке на рассмотрение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы, до настоящего времени не поступили, при этом у истца отсутствует необходимый стаж в должности депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия не менее трех лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для исчисления Лаковой Е.Б. пенсии за выслугу лет за период с 01 июля 2019 года по 28 февраля 2021 года основанными на законе.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела.
Иные доводы, приведенные истцом в кассационной в жалобе, являлись предметом исследования как суда первой, так и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июля 2021 года являются законными и обоснованными, приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Лаковой Елизаветы Боваевны по доверенности Корнусовой Дели Савровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.