Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу Грибцова Валерия Евгеньевича на вступившие в законную силу постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 августа 2021 г., решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 21 сентября 2021 г., вынесенные в отношении Грибцова Валерия Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 августа 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 21 сентября 2021 г. Грибцов В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе Грибцов В.Е. просит об отмене постановления и решения, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за административное правонарушение, которым признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1 статьи 11).
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
Пунктом 1 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми распираторными вирусными инфекциями и гриппом", лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронаривирусной инфекции (COVID-19)" постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить в том числе определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены обязанности. Статья 10 названного закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 (ред. от 16.04.2020) "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" в границах территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп 2 п. 4 Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 граждане обязаны носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Из материалов дела следует, что 29 июля 2021 г. в 12 час. 26 мин. Грибцов В.Е. в нарушение указанных требований находился в ТЦ "Калина" по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, 31 а, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), чем допустил невыполнение правил, обязательных для исполнения гражданами в период объявленного режима повышенной готовности на территории Республики Хакасия.
Невыполнение обязательных для исполнения правил поведения при ведении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности явилось основанием для привлечения Грибцова В.Е. к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Вина Грибцов В.Е. в совершении правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 29 июля 2021 г, объяснениями свидетеля, рапортом инспектора ОБ ППСП УМВД России по г. Абакану, протоколом о доставлении, фотоматериалом.
В своей совокупности приведенные доказательства являются последовательными, не противоречат друг другу, подтверждают обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Жалоба на постановление судьи, Верховным судом рассмотрена в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, доводам жалобы дана надлежащая оценка, оснований не согласится с ними, не имеется.
Доводы заявителя о том. что он не был уведомлен о дате судебного заседания, и не имел возможности предоставлять доказательства своей невиновности опровергаются материалами дела.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
29 июля 2021 года при составлении протокола об административном правонарушении Грибцов В.Е. был извещен о месте и времени судебного заседания, назначенного на 5 августа 2021 г. на 10 час. 00 мин. от подписи он отказался (л.д. 3-4). Копия протокола была вручена Грибцову В.Е. в установленном порядке, о чем свидетельствует его собственноручная подпись. Дата и время рассмотрения дела в суде в названной копии указаны.
При изложенных обстоятельствах Грибцов В.Е. был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, следовательно были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав привлекаемого к административной ответственности лица, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения административного правонарушения были подробно проверены в ходе рассмотрения дела двух судебных инстанций, суды обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Грибцова В.Е. состава вмененного правонарушения, поскольку изложенные обстоятельства подтверждены совокупностью исследованных доказательств, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Требования статьи 28.2 КоАП РФ должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, были соблюдены, процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу, не нарушены, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП должностным лицом, находившимся при исполнении своих должностных обязанностей.
Довод настоящей жалобы о том, что Грибцову В.Е. была вручена одна страница протокола об административном правонарушении, основанием для отмены принятых по делу судебных актов не является, поскольку объективно ничем не подтверждается.
Как следует из материалов дела Грибцов В.Е. присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, пользовался правами, предусмотренными ст. 25.1 КоАП РФ, давал объяснения, вместе с тем от подписи в протоколе отказался, в протоколе имеется отметка, что с протоколом Грибцов В.Е. был ознакомлен, копию протокола получил, какие-либо ходатайства не заявлял.
Вопреки доводам жалобы, наличие сведений о привлечении Грибцова В.Е. к административной ответственности по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, не являются основанием для прекращения производства по настоящему делу, поскольку в данном случае имеет место событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Представленные в материалы дела объяснения свидетеля ФИО5, рапорт инспектора ОБ ППСП УМВД России по г. Абакану, протокол о доставлении, фотография, объяснения самого Грибцова В.Е. подтверждают факт совершения Грибцовым В.Е. правонарушения, судебными инстанциями дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности представленных доказательств по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Грибцова В.Е. не усматривается.
Грибцов В.Е привлечен к административной ответственности с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 августа 2021 г, решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 21 сентября 2021 г, вынесенные в отношении Грибцова Валерия Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ- оставить без изменения, жалобу Грибцова В.Е.- без удовлетворения.
Судья С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.