Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Каримовой И.Г, судей Рубанова И.А, Павловой И.В, с участием прокурора Сечко Ю.Д, адвоката Куприяновой О.А, осужденного Мезенцева А.И, при секретаре судебного заседания Абдулазизовой С.Р.
рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого Мезенцева А.И. на приговор Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 17 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 28 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Каримовой И.Г, выступления осуждённого Мезенцева А.И. и его адвоката Куприяновой О.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Сечко Ю.Д. об оставлении судебных решений без изменения, судебная коллегия
Установила:
приговором Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 17 декабря 2020 г.
Мезенцев "данные изъяты", родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин РФ, судимый:
- 16 апреля 2013 г. Рудничным районным судом г. Кемерово по ч. 2 ст. 228 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, к 1 году 6 месяцам лишения свободы. Освобожден 15 октября 2014 г. по отбытии наказания;
- 22 июля 2019 г. Ленинск-Кузнецким городским судом Кемеровской области по п. "а" ч. 2 ст. 158 (2 преступления), ч. 2 ст. 69 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев;
- 4 сентября 2019 г. Ленинск-Кузнецким городским судом Кемеровской области по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, на основании с. 73 УК РФ с испытательным сроком 1 год 6 месяцев;
осужден по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 8 января 2019 г.) к 5 годам лишения свободы, по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 31 января 2019 г.) к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде содержания под стражей оставлена без изменения.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
Произведен зачет в срок отбытого наказания времени содержания под стражей с 23 ноября 2020 г. до вступления приговора в законную силу.
Приговоры от 22 июля 2019 г, от 4 сентября 2019 г. постановлено исполнять самостоятельно.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 28 апреля 2021 г. приговор изменен: исключено из описательно-мотивировочной части приговора из числа доказательств показания свидетеля ФИО6 по обстоятельствам совершения преступления, которые ему стали известны со слов Мезенцева А.И, а также из резолютивной части приговора указание об уничтожении вещественных доказательств: наркотических веществ массой "данные изъяты" г. и "данные изъяты" г, указав об оставлении данных наркотических веществ на хранении в камере хранения вещественных доказательств ЛО МВД России на "адрес" до принятия процессуального решения по выделенным в отдельное производство материалам уголовного дела. Определено указать в резолютивной части приговора на зачет в срок отбытого наказания времени содержания под стражей с 23 ноября 2020 г. до вступления приговора в законную силу в соответствии с п. "а" ч. 3.1, 3.2 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Мезенцев А.И. признан виновным в совершении двух преступлений по незаконному сбыту наркотических средств.
Преступления совершены при обстоятельствах, указанных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Мезенцев А.И. выражает несогласие с постановленными решениями, не признает вину по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что обвинение в этой части не подтверждается никакими доказательствами, кроме показаний свидетеля ФИО7, который, якобы и приобретал у него наркотик. Однако показания ФИО7 не могут считаться надлежащими, так как он является наркозависимым, его показания в ходе предварительного и судебного следствия постоянно менялись, противоречат показаниям других свидетелей и не соотносятся с доказательствами по делу. Соответственно, они должны быть исключены из приговора, а ввиду отсутствия других доказательств его вины по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ, обвинение по данному преступлению должно быть исключено из приговора, а он оправдан. На основании изложенного, просит приговор и апелляционное определение в отношении него отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение.
В возражениях государственный обвинитель Иванова И.М. предлагает судебные решения оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 401.1 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет по кассационной жалобе законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения судебных решений в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений уголовного закона, повлиявших на исход данного дела, по доводам, приведенным в жалобе осужденного Мезенцева А.И, не установлено.
Как следует из материалов уголовного дела, все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, судом установлены, уголовное дело рассмотрено судом в пределах предъявленного Мезенцеву А.И. обвинения, с соблюдением принципов состязательности сторон и презумпции невиновности, сторонам обвинения и защиты были предоставлены равные возможности для реализации своих прав и созданы необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей.
Обвинительный приговор в отношении Мезенцева А.И. отвечает требованиям ст. 303, 304, 307-309 УПК РФ, в нем указаны все обстоятельства преступных деяний, установленные судом, проанализированы доказательства, на основании которых суд пришел к выводу о его виновности в инкриминированных ему преступлениях.
Доказательства, положенные в основу осуждения Мезенцева А.И, в том числе показания свидетелей, материалы оперативно-розыскной деятельности, заключения судебных химических экспертиз о виде и размере наркотических средств, собраны с соблюдением требований ст. 74, 86 УПК РФ, проверены судом в порядке ст. 87 УПК РФ, им дана надлежащая оценка с приведением мотивов принятого решения, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно пришли к выводу, что показания свидетеля ФИО7 о причастности Мезенцева А.И. к инкриминированным преступлениям правдивые, последовательные, согласуются с иными доказательствами по делу. Возникшие противоречия в показаниях устранены путем уточняющих вопросов и оглашения его показаний, данных в ходе предварительного следствия, которые он подтвердили, после чего сомнения и неясности у сторон отпали.
Вопреки доводам жалобы и, как верно указано судом апелляционной инстанции, наличие наркотической зависимости у ФИО7 не свидетельствует о его заинтересованности в исходе дела, о недостоверности его показаний, о наличии оснований для оговора Мезенцева А.И. Показания ФИО7 согласуются и не противоречат совокупности иных доказательств, приведенных в приговоре. Оснований для признания данных доказательств недопустимыми, о чем ставится вопрос в кассационной жалобе осужденного, не имеется.
Все показания свидетелей получили свою оценку. Содержание всех доказательств, на которых основаны выводы суда, в судебном заседании оглашено с соблюдением требований ст. 274, 276, 281 УПК РФ.
Ни одно из доказательств, положенных в обоснование вывода о виновности осуждённого, каких-либо сомнений в своей достоверности и допустимости не вызывает. Все приведенные в приговоре доказательства были непосредственно исследованы в судебном заседании и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ.
Несогласие осужденного Мезенцева А.И. с положенными в основу приговора доказательствами и с их оценкой не свидетельствует о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного заседания, недоказанности его виновности в совершении преступления или о неправильном применении уголовного закона.
Невыясненных обстоятельств, которые могли бы существенно повлиять на выводы суда о виновности или невиновности осужденного из материалов дела не усматривается.
При оценке допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности судом в полной мере учтены требования ст. ст. 75, 89 УПК РФ, оснований подвергать их сомнению у суда не имелось, поскольку оперативно-розыскные мероприятия проведены в соответствии с ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" уполномоченными на то должностными лицами, на основании соответствующего постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Полученные результаты оперативных мероприятий отвечают требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к доказательствам, приобщены к делу с соблюдением предписанной законом процедуры. Оснований для признания материалов ОРМ недопустимыми доказательствами не имеется, оценка им дана в совокупности с иными исследованными в судебном заседании доказательствами.
Оснований сомневаться в достоверности содержащихся в результатах проведённых ОРМ сведений у суда не имелось. В соответствии с требованиями Федерального закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскные мероприятия проводятся сотрудниками правоохранительных органов не с целью формирования у осуждённого преступного умысла и искусственного создания доказательств его преступной деятельности, а для решения поставленных перед правоохранительными органами ст. 2 указанного Федерального закона задач выявления, пресечения и раскрытия преступлений, установления каналов, способов поставки и сбыта наркотических средств, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Данные требования закона по уголовному делу соблюдены.
На основании достоверно установленных фактических обстоятельствах дела, действия Мезенцева А.И. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ. Оснований для иной квалификации его действий не имеется.
Наказание Мезенцева А.И. назначено в соответствии с положениями ст. 6, 43, 60 УК РФ, по своему виду и размеру отвечает закрепленным в уголовном законодательстве РФ целям исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, а также принципам справедливости и гуманизма.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке судебная коллегия согласно требованиям ст. 389.9 УПК РФ проверила законность, обоснованность и справедливость приговора, дала надлежащую оценку всем доводам, изложенным в апелляционных жалобах, изложив в определении мотивы принятого решения в соответствии с требованиями ст. 389.28 УПК РФ, при этом внеся в приговор необходимые изменения.
В апелляционном определении приведены убедительные мотивы, по которым были отвергнуты доводы стороны защиты, в том числе аналогичные доводам, изложенным в кассационных жалобах, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения судебных решений, удовлетворения кассационной жалобы осужденного, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 17 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 28 апреля 2021 г. в отношении Мезенцева "данные изъяты" оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённого - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Г. Каримова
Судьи: И.А. Рубанов
И.В. Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.