Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Гордиенко А.Л.
судей: Уфимцевой Н.А, Жуленко Н.Л.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачинского района, муниципальному казенному учреждению "Центр управления жизнедеятельности города Ачинска" об организации водоотведения из многоквартирного дома, возложении обязанности по определению ресурсоснабжающей организации и передачи участка тепловой сети на содержание и обслуживание в данную организацию
по кассационной жалобе администрации г. Ачинска на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Рубан А.В, полагавшего жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации г. Ачинска об организации водоотведения из многоквартирного дома, возложении обязанности об определении ресурсоснабжающей организации и передачи участка тепловой сети на содержание и обслуживание в данную организацию.
В обоснование требований указано, что согласно технической документации, пятиэтажный многоквартирный дом "адрес", 1982 г..постройки, имеет централизованную систему электроснабжения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведение, вентиляции. 1 апреля 2017 г..собственниками МКД выбран способ непосредственного управления с заключением договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД. С 1 февраля 2021 г..оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома осуществляет ООО "Собственник". Вместе с тем, начисление платы за водоотведение собственникам (нанимателем) не производится. Согласно постановлению администрации города Ачинска от 24 марта 2014 г..N178 - единой гарантирующей организацией для централизованной и не централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Ачинск определена ООО "Теплосеть". Коммунальные услуги по отоплению и холодному водоснабжению собственникам (нанимателям) многоквартирного дома предоставляет ООО "Теплосеть" города Ачинска. Участок тепловой сети, расположенный по адресу: "адрес" 25 февраля 2020 г..принят на учет администрацией г..Ачинска как бесхозяйный объект недвижимости, однако на обслуживание в ресурсоснабжающую организацию не передавался. Участок канализационной сети от данного многоквартирного дома не присоединен к канализационному коллектору, находящемуся на обслуживании и эксплуатационной ответственности ООО "Теплосеть", подключение к иной канализационной сети не установлено. Септик не установлен, в связи с чем осуществляется неконтролируемый сброс сточных вод без очистки на рельеф. Кроме того, происходит регулярное переполнение канализационного колодца сточными водами возле дома, откуда идет запах нечистот.
Неисполнение администрацией г..Ачинска обязанности по передаче тепловой сети на обслуживание, а также отсутствие надлежащим образом организованного водоотведения ущемляет права жителей данного многоквартирного дома на качественное предоставление коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению, водоотведению, что может негативно отразиться на здоровье и жизни жителей и других граждан. Прокурор просит обязать ответчика организовать надлежащим образом водоотведение из многоквартирного дома "адрес", обязать определить ресурсоснабжающую организацию и передать тепловую сеть от внешней границы "адрес" на содержание и обслуживание в данную организацию.
Определением суда от 28 апреля 2021 г. ООО "Теплосеть" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Определением суда от 7 июля 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска".
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 23 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 октября 2021 г, постановлено: исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачинского района, муниципальному казенному учреждению "Центр управления жизнедеятельности города Ачинска" об организации водоотведения из многоквартирного дома, возложении обязанности об определении ресурсоснабжающей организации и передачи участка тепловой сети на содержание и обслуживание в данную организацию, удовлетворить частично. Обязать Муниципальное казенное учреждение "Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска" организовать водоотведение многоквартирного дома N10б первого квартала Южной Промзоны города Ачинска Красноярского края в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края определить организацию по содержанию и обслуживанию сооружения - участка тепловой сети по адресу: "адрес" с кадастровым номером N в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Ачинска Капустина С.А. просит решение и апелляционное определение отменить в части возложения на МКУ "ЦОЖ г. Ачинска" обязанности по организации водоотведения, а также в части возложения на администрацию г. Ачинска обязанности по содержанию и обслуживанию тепловой сети, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Прокуратурой Красноярского края представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях поселений осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения поселений (ст. 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (ст. 40).
Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения урегулирован статьей 18 Федерального закона N416-ФЗ, а также главой IV Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 29 июля 2013 г. N644, в соответствии с которыми подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения осуществляется на основании заявления заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения к централизованной системе водоотведения, в том числе застройщики, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При наличии технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления водоотведения, организация, осуществляющая водоотведение не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Судами установлено и из материалов дела следует, что 6 ноября 2020 г. депутатом Законодательного собрания края Глисковым А.А. в адрес прокурора Красноярского края направлен запрос о проведении проверки по факту того, что дом по адресу "адрес" "адрес" не соответствует нормативным и санитарным требованиям для проживания. Длительное время не принимаются меры к восстановлению надлежащего и безопасного состояния дома. В доме повреждена система водоотведения, все отходы протекают мимо в подвал, система водоотведения находится в бесхозном состоянии, никем не принята на баланс и обслуживание.
На основании поступившего обращения, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка.
Жилое здание - общежитие, расположенное по адресу: "адрес" "адрес" находится в муниципальной собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилого здания в муниципальную собственность города от 15 июня 2007 года. Право собственности на указанное здание зарегистрировано за муниципальным образованием "адрес".
Согласно техническому паспорту данного жилого строения по состоянию на 27 июня 2003 года, имеет центральное отопление от ТЭЦ, водоснабжение от городской центральной сети, канализация - сброс в городскую сеть, горячее водоснабжение - центральное. Сведения о том, что водоотведение указанного жилого здания осуществлялось с использованием централизованной сети города, отсутствуют.
Из проведенной проверки в порядке прокурорского надзора следует, что ранее организацией, предоставляющей услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в адрес администрации города Ачинска направлялись письма об установлении факта неработоспособности системы наружного водоотведения многоквартирного дома.
Согласно сведений администрации г. Ачинска, участок канализационной сети с КН N, расположенный по адресу: "адрес" от жилого "адрес" Южной Промзоны до соответствующей городской канализации находится в собственности муниципального образования г. Ачинска.
Постановлением Администрации г. Ачинска N 178-п от 24 марта 2014 г. ООО "Теплосеть" определено гарантирующей организацией для централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах г. Ачинска. ООО "Теплосеть" осуществляет деятельность по поставке коммунальных услуг (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление), в отношении физических, юридических лиц, расположенных на территории муниципального образования город Ачинск.
Постановлением администрации г. Ачинска N 082 от 23 марта 2015 г. единой теплоснабжающей организацией на территории г. Ачинска определено ООО "Теплосеть".
На основании договора аренды имущества от 10 февраля МУП "АКС" предоставил в аренду ООО "Теплосеть" во временное владение и пользование объекты недвижимого и движимого имущества согласно приложению, для осуществления административно-хозяйственной и/или производственной деятельности. На основании указанного договора ООО "Теплосеть" осуществляет техническое обслуживание, эксплуатацию инженерных сетей и оборудования.
Спорный участок сети водоотведения от т.4 до жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", не включен в состав переданного имущества, определенный указанным договором. Согласно информации, ООО "Теплосеть", начисление, взимание платы и направление платежных документов жителям указанного многоквартирного дома по статье "водоотведение" не производят. Подключение многоквартирного жилого "адрес" к канализационному коллектору, расположенному в районе квартала 24, находящемуся на обслуживании и эксплуатационной ответственности ООО "Теплосеть" не выполнено в связи с отсутствием централизованных сетей водоотведения от данного многоквартирного дома до канализационного коллектора.
В ходе осмотра придомовой территории многоквартирного дома по адресу: "адрес" "адрес", проведенной 12 марта 2021 г. помощником Ачинского городского прокурора совместно с представителем ООО "Собственник" установлено, что вокруг канализационного люка наблюдается вода глубиной 20 см, шириной 1 м.
Из пояснений представителя администрации города Ачинска и представителя МКУ "Центра обеспечения жизнедеятельности города Ачинска", установлено, что строительство части канализационной сети от указанного многоквартирного дома начато в 2015 г. В настоящее время канализационная сеть является объектом незавершенного строительства.
Данное сооружение поставлено на кадастровый учет 3 апреля 2020 г, присвоен кадастровый N, право собственности зарегистрировано за Муниципальным образованием город Ачинск.
В материалы дела представлен технический план объекта незавершенного строительством, в котором имеется заключение кадастрового инженера, в котором указано, что сооружение канализации протяженностью 960 м. по адресу: "адрес" от жилого "адрес" до существующей городской канализации является объектом незавершенного строительства, степень готовности которого составляет 16%.
8 февраля 2017 г. Муниципальным образованием г. Ачинск создано юридическое лицо МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска", которому переданы полномочия по организации в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с п. 2.1.2 Устава МКУ "ЦОЖ" осуществляет функции по обеспечению населения коммунальными ресурсами в границах городского округа и одним из основных видов деятельности организация и контроль проведения работ по устройству водоотвода.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда основаны на том, что длительное отсутствие водоотведения многоквартирного дома, при наличии в муниципальном образовании г. Ачинск централизованной сети водоотведения и вывоза жидких отходов, влечет их неконтролируемый сброс в окружающую среду, что нарушает как права жителей данного многоквартирного дома на качественное предоставление коммунальных услуг по водоотведению, так и права неопределенного круга лиц.
При этом судом принято во внимание, что водоотведение в данном МКД надлежащим образом органом местного самоуправления не организовано и не осуществляется.
Строительство сооружения канализационной сети с 2015 г, до настоящего времени выполнено на 16%.
Объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: "адрес", от жилого "адрес" до существующей городской Канализации, - сооружение канализации с кадастровым номером 24:43:0129005:853 протяженностью 960 м. является собственностью муниципального образования город Ачинск.
Участок канализационной сети, от данного МКД не подсоединен к канализационному коллектору, находящемуся на обслуживании и эксплуатационной ответственности ООО "Теплосеть", а также подключение к иной канализационной сети не установлено. Септик не установлен.
Участок тепловой и канализационной сети был выявлен муниципальным образованием принят на учет 25 февраля 2020 г.
Администрацией г. Ачинска организация по содержанию и облуживанию данных сетей не определена, сети на обслуживание не переданы.
Согласно п. 6.1 ст. 15 Закона N190-ФЗ "О теплоснабжении", орган местного самоуправления поселения, организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права, суды пришли к верному выводу о возложении на ответчиков обязанности по организации водоотведения и определении организации по содержанию и обслуживанию сооружения.
Доводы жалобы выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.