Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В, при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-915/2020 (УИД 38RS0017-01-2020-001897-90) по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Абузярова Андрея Владимировича к администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" о признании права на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах Абузярова Андрея Владимировича (далее по тексту - Абузяров А.В.) обратился в Нижнеудинский городской суд Иркутской области с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее по тексту - ОГКУ "Центр социальных выплат по Нижнеудинскому району") об обязании администрации Нижнеудинского муниципального образования включить жилой дом Абузярова А.В, признанный пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 г. на территории г. Нижнеудинска, не пригодным для проживания, в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования в июне 2019 г, утвержденные постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. N 956 "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования в июне 2019г.", обязании ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать Абузярову А.В. свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 марта 2021 г, исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Абузярова А.В. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 марта 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 сентября 2021 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июня 2020 г. отменено, принято новое решение. Исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора удовлетворены. На администрацию Нижнеудинского муниципального образования возложена обязанность включить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования в июне 2019 г, утвержденные постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. N 956 "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования в июне 2019 г.". На ОГКУ "Центр социальных выплат по Нижнеудинскому району" возложена обязанность принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в отношении Абузярова А.В. На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Абузярову А.В. Апелляционная жалоба третьих лиц, не привлеченных к участию в деле - ФИО11, ФИО12. оставлена без рассмотрения.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 сентября 2021 г. отменить, оставить в силе решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июня 2020 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что судебный акт суда апелляционной инстанции является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", собственником которого является Абузяров А.В, не было включено в границы зоны затопления, которая сложилась вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области. На дату рассмотрения заявления Абузярова А.В. о выдаче ему свидетельства, учреждение не располагало сведениями о нахождении спорного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации. Решение об отказе Абузярову Л.В. в выдаче свидетельства от 17 января 2020 г, в связи с отсутствием у него права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением, принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Положительное решение о выдаче Абузярову А.В. свидетельства может быть принято учреждением только после включения спорного жилого дома в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, которое принимается соответствующим органом местного самоуправления в виде правового или нормативного правового акта. Принимая судебный акт в части оформления и выдачи Абузярову А.В. свидетельства, суд апелляционной инстанции фактически подменил своим судебным актом министерство, которое уполномочено нормами Положения на принятие соответствующего решения об оформлении и выдаче гражданину свидетельства только после поступления из учреждения положительного решения и материалов, тем самым, вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Участвующий в деле прокурор Иркутской области в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 сентября 2021 г, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Абузяров А.В, ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Абузяров А.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 января 2018 г. N 103, произведено обследование жилого дома истца, по результатам которого выявлены основания для признания помещения по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 2 августа 2019 г. N 1125 "О сносе индивидуальных домов и расселении граждан из аварийного жилищного фонда в Нижнеудинском муниципальном образовании", дом истца включен в перечень домов подлежащих сносу.
Из заключения строительно-технической экспертизы, выполненного ООО "МНСЭ", следует, что дом, принадлежащий истцу, находится в аварийном состоянии, требующем демонтажа.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2019 г. установлен юридический факт утраты истцом жилого дома, за Абузяровым А.В. признано право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате паводка.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп установлено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, и в эти границы спорный дом не входит.
Постановлениями администрации Нижнеудинского муниципального образования от 27 декабря 2019 г. N 2314, от 9 июня 2020 г. N 937, от 19 июня 2020 г. N 979 внесены изменения в постановление от 3 июля 2019 г. N 956, которыми спорный дом исключен из границ чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями в июне 2019 г. на территории Нижнеудинского муниципального образования.
Нижнеудинский межрайонный прокурор, указав, что Абузяров А.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в июне 2019г. в период наводнения жилой дом находился в зоне затопления, наводнением ему были причинены повреждения, делающие дом не пригодным для проживания и подлежащим сносу, в акте обследования от 10 июля 2019 г. указано, что дом находился в зоне затопления, согласно заключению строительно-технической экспертизы дом находится в аварийном состоянии и нуждается в сносе, постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 2 августа 2019 г. N 1125 дом признан аварийным и подлежащим сносу, решением Нижнеудинского городского суда от 8 ноября 2019 г. удовлетворен иск прокурора в интересах Абузярова А.В. о признании права на получение соответствующей социальной выплаты, решение вступило в законную силу, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия оснований для возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности по включению спорного жилого дома в реестр домов, признанных непригодными для проживания, с составлением соответствующего нормативно-правового акта, на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" - обязанности по принятию решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен спорного дома, а на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - обязанности по оформлению и выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен спорного дома.
Проверяя законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в кассационной порядке, указав, что судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, поскольку вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, жилищные права Абузярова А.В. не были восстановлены, при этом, факт нахождения жилого дома Абузярова А.В. в зоне затопления подтвержден материалами дела, право на получение предусмотренных законом социальных выплат признано решением Нижнеудинского городского суда от 8 ноября 2019 г, которое до настоящего времени не исполнено, исключение спорного жилого дома из границ чрезвычайной ситуации не может повлечь отказ в принятии уполномоченными органами решения о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в отношении Абузярова А.В. в оформлении и выдаче соответствующего свидетельства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определением от 20 июля 2021 г. отменила апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 марта 2021 г, дело направила на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Абузярова А.В, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г..N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области", Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области", установив по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, что Абузяров А.В. является собственником жилого помещения по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 августа 1999 г, согласно акту обследования жилого помещения от 10 июля 2019 г, составленному межведомственной комиссией, жилой дом по адресу: "адрес", в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, был в зоне затопления, в результате визуального осмотра наблюдаются разрушения цоколя, отмостки, фундамента, здание жилого дома находится в неблагоприятном состоянии, в соответствии с заключением от 30 июля 2019 г..об оценке соответствия помещения (жилого дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, межведомственной комиссией выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: "адрес", аварийным
и подлежащим сносу, в данных актах имеется ссылка на постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г..N956 "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования в июне 2019 г..", согласно которому спорный жилой дом входил в зону чрезвычайной ситуации, в соответствии с заключением строительно-технической экспертизы, составленным ООО "МНСЭ" жилой дом по вышеуказанному адресу находится в аварийном состоянии, требуется выполнить демонтаж здания, постановлением администрации от 2 августа 2019 г..N 1125 спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда от 8 ноября 2019 г..удовлетворен иск прокурора в интересах Абузярова А.В. об установлении факта утраты жилого дома по адресу: "адрес", в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области, а также о признании за Абузяровым А.В. права на получение социальных выплат, связанных с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области, в частности, права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г, исходил из того, что решением суда от 8 ноября 2019 г..за Абузяровым А.В. признано право на получение социальных выплат, однако жилищные права Абузярова А.В. не были восстановлены, факт нахождения жилого дома Абузярова А.В. в зоне затопления подтвержден материалами дела, право на получение предусмотренных законом социальных выплат признано решением Нижнеудинского городского суда от 8 ноября 2019 г, которое до настоящего времени не исполнено.
Суд апелляционной инстанции отметил, что внесение последующих изменений в постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. N 956 "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории муниципального образования", в связи с чем спорный жилом дом был исключен из границ чрезвычайной ситуации, не может повлечь отказ в принятии уполномоченными органами решения о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в отношении Абузярова А.В, в оформлении и выдаче соответствующего свидетельства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пунктом 2 статьи 18).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 27 июня 2019 г. был введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. N 934 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение), которым установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Согласно подпункту 1 пункт 6 Положения право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку при новом рассмотрении фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, указаний суда кассационной инстанции, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, нормам материального и процессуального права не противоречат, у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебного постановления.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для предоставления Абузярову А.В. единовременной денежной выплаты, основанием для отмены обжалуемого судебного постановления не являются, поскольку выражают исключительно несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора. Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на оценке доказательств, не свидетельствует о существенных нарушениях судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.