Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2009/2020 (УИД 38RS0022-01-2020-002718-78) по иску Цыцулиной Ольги Евгеньевны к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерству социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении МСП "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области", обязании ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" принять решение о выдаче "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области", обязании Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, по кассационной жалобе Цыцулиной Ольги Евгеньевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Цыцулина Ольга Евгеньевна (далее по тесту - Цыцулина О.Е.), обратилась в Тайшетский городской суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" (далее по тексту - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району"), Министерству социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении МСП "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области", обязании ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" принять решение о выдаче "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области", обязании Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Тайшетского района, Администрация Бирюсинского муниципального образования, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 26 ноября 2020 г. исковые требования Цыцулиной О.Е. удовлетворены. Признано незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 18 сентября 2020 г. N 1 об отказе в назначении мер социальной поддержки "Свидетельство на единовременную денежную выплату и приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванной сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области". На ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" возложена обязанность принять решение о выдаче Цыцулиной О.Е. "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области". На Министерство социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность оформить и выдать Цыцулиной О.Е. "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г. решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 26 ноября 2020 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Цыцулиной О.Е. оставлены без удовлетворения.
Цыцулина О.Е. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав, что жилое помещение признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу именно в связи с чрезвычайной ситуацией, а не по иным причинам, не связанных с ней, имеются все основания, для признания за ней права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с утратой жилого помещения, в результате чрезвычайной ситуации, в период наводнения, вызванного сильными дождями прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 18 сентября 2020 г. N 1 об отказе в назначении МСП "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области" является незаконным, судом апелляционной инстанции принято незаконное, необоснованное решение, с нарушением норм материального права, просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г, оставить в силе решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 26 ноября 2020 г. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, жилой дом, общей площадью 51, 2 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с 21 октября 2014 г. принадлежит на праве собственности Цыцулиной О.Е, ФИО17 В.И, ФИО18 В.В, ФИО19 В.В, ФИО20 Г.В. по 1/5 доли в праве каждому, что подтверждается выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права от 21 октября 2014 г.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от 11 октября 2014 г. принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/5 каждому: Цыцулиной О.Е, ФИО21 В.И, ФИО22 В.В, ФИО23 В.В, ФИО24 Г.В.
ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО25. и ФИО26. заключен брак, после заключения брака супруге присвоена фамилия ФИО27.
Как следует из адресных справок ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району, на регистрационном учете по адресу: "адрес", состоят: Цыцулина О.Е, ФИО28 В.И, ФИО29 В.В, ФИО30 В.В. с 6 ноября 2018 г, ФИО31 Г.В. с 14 ноября 2012 г.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории Бирюсинского муниципального образования.
Таким образом, на период введения чрезвычайной ситуации, Цыцулина О.Е. и члены ее семьи являлись собственниками жилого помещения по адресу: "адрес", постоянно в нем проживали и были зарегистрированы.
Согласно акту обследования помещения от 22 июля 2019 г. N 98 межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Бирюсинского муниципального образования от 2 июля 2019 г. N 29, комиссией было произведено обследование помещения по адресу: "адрес", по заявлению Цицулиной О.Е, по результатам технического обследования комиссия отнесла объект к категории технического состояния - ограниченно-работоспособное, функционирование конструкций и эксплуатация здания возможны при проведении необходимых мероприятий по восстановлению и усилению конструкций и (или) грунтов основания.
Заключением от 22 июля 2019 г. N 98 межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Бирюсинского муниципального образования от 2 июля 2019 г. N 29, помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано подлежащим капитальному ремонту на основании пункта 10 раздела II, пункта 47 раздела IV Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
С указанным заключением Цицулина О.Е. ознакомлена и согласна 30 августа 2019 г.
Распоряжением главы Бирюсинского муниципального образования от 19 августа 2019 г. N 46, в том числе жилой дом по адресу: "адрес", поврежденный в результате чрезвычайной ситуации в границах Бирюсинского муниципального образования, признан подлежащим капитальному ремонту.
Цыцулина О.Е, ФИО32 В.И, ФИО33 В.В, ФИО34 В.В. ФИО35 Г.В. обратились с заявлением о перечислении социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения собственными силами.
Распоряжением Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от 3 сентября 2019 г. N 59-03.09.60/с-мр Цыцулиной О.Е, ФИО36 В.И, ФИО37 В.В, ФИО38 В.В, в соответствии с пунктом 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-п, выдано свидетельство на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в размере 245 760 рублей.
Согласно свидетельству, удостоверяющего право гражданина на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, от 17 сентября 2019 г. N 680, указанные лица получили социальную выплату на капительный ремонт жилого помещения в размере 245 760 рублей.
Денежные средства были перечислены им в полном объеме.
В материалах дела также имеется справка главы Бирюсинского муниципального образования от 13 октября 2020 г. N 988 в которой указано, что Цыцулина О.Е. до июня 2019 г. с заявлением об обследовании технического состояния, принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в администрацию Бирюсинского муниципального образования не обращалась, технического обследования жилого дома межведомственной комиссией Бирюсинского муниципального образования до июня 2019 г. не проводилось, акт обследования и заключение о признании его пригодным/непригодным для проживания не составлялись; акт обследования помещения от 29 июня 2019 г. N 98/1 межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Бирюсинского муниципального образования от 2 июля 2019 г. N 29 (в редакции от 27 апреля 2020 г.), в котором комиссия признала помещение, расположенное по адресу: "адрес", непригодным для проживания на основании пункта 10 раздела II, пункта 47 раздела IV постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, с указанным актом Цицулина О.Е. ознакомлена 11 августа 2020 г.; заключение от 29 июня 2020 г. N 98/1 межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Бирюсинского муниципального образования от 2 июля 2019 г. N 29 (в редакции от 27 апреля 2020 г.), которым помещение по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания на основании пункта 10 раздела II, пункта 47 раздела IV постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Распоряжением главы Бирюсинского муниципального образования от 10 августа 2020 г. N 43/1, в том числе жилой дом по адресу: "адрес", исключен из приложения 1 к распоряжению главы Бирюсинского муниципального образования от 19 августа 2019 г. N 46, признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу. Установлен срок расселения граждан, проживающих в жилом помещении, до 15 октября 2020 г.
12 августа 2020 г. Цыцулина О.Е. обратилась с заявлением о выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Решением ответчика от 18 сентября 2020 г. N 1 Цыцулиной О.Е. отказано в назначении мер социальной поддержки по причине отсутствия у нее права на предоставление социальной выплаты.
Цыцулина О.Е, полагая отказ незаконным, поскольку принадлежащее ей и членам ее семьи жилое помещение утрачено в результате чрезвычайной ситуации, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области", Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области", постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства: распоряжение главы Бирюсинского муниципального образования от 10 августа 2020 г. N 43/1, заключение межведомственной комиссии от 29 июня 2020 г. N 98/1, акт обследования жилого помещения от 29 июня 2020 г. N 98/1 на основании которого составлено заключение, пришел к выводу, что жилое помещение по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу именно в связи с чрезвычайной ситуацией, а не по иным причинам, не связанным с ней.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился, указал, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям, без учета установленных обстоятельств.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь аналогичными нормами права, а также частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, проанализировав выплатное дело, представленное ответчиками по запросу суда апелляционной инстанции, и установив, что Цыцулина О.Е. получила социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: "адрес" в размере 245 760 рублей, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области в период июня 2019 г, решение о получении социальной выплаты на капитальный ремонт Цыцулина О.Е. не оспаривала, свое право на получение социальной выплаты реализовала, право на такую социальную выплату постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп предусмотрено однократное, дальнейшее изменение состояния жилого дома и проверка его на пригодность к проживанию не регулируется названным постановлением, пришел к выводу об отсутствии у Цыцулиной О.Е. права на получение второй социальной выплаты в отношении одного и того же жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
27 июня 2019 г. Указом Губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования. Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.
18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 916 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пункту 2 Положения, социальные выплаты предоставляются на следующие цели: 1) приобретение или строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации; 2) капитальный ремонт жилого помещения гражданами, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации.
Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: 1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания; 2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющим в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания; 3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных или поврежденных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания (подпункт 1 пункта 6 Положения).
В силу пункту 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 16 Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений), в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; сведений о признании жилого помещения утраченным; сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Таким образом, единственным основанием для получения социальной выплаты выступает наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 г. в Иркутской области.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и, установив, что жилой дом, принадлежащий Цицулиной О.Е, не был утрачен в результате чрезвычайной ситуации, а подлежал капитальному ремонту, для производства которого истцу и членам ее семьи в установленном порядке была перечислена социальная выплата, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на меры социальной поддержки, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки", на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанций правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда апелляционной инстанций соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
В обжалуемом судебном постановлении приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанций, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы Цицулиной О.Е. о наличии у нее права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку, как верно установлено судом апелляционной инстанции, Цицулиной О.Е. было реализовано право на получение меры социальной поддержки в виде получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. Повторное получение социальной выплаты в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство одного и того же жилого помещения законодательством не предусмотрено.
По сути доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам спора, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не содержат.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г. составить без изменения, кассационную жалобу Цыцулиной Ольги Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.