Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-222/2021 (УИД 22RS0059-01-2021-000271-54) по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах Прошиной Антонины Антоновны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району" о признании незаконными действий по прекращению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 23 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2021 г.
по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району" на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 23 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационные жалобы, не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Усть-Пристанского района, действующий в интересах Прошиной Антонины Антоновны (далее по тексту - Прошина А.А.), обратился в Усть-Пристанский районный суд Алтайского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району" (далее по тексту - КГКУ УСЗН по Усть-Пристанскому району) о признании незаконными действий, выразившихся в прекращении с 1 января 2018 г. предоставления Прошиной А.А. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов"; обязании предоставить Прошиной А.А. меры социальной поддержки путем выплаты денежных средств в счет компенсации расходов на оплату жилого помещения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" за период с 1 января 2018 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести перерасчет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 23 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2021 г, исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворены. Действия КГКУ УСЗН по Усть-Пристанскому району, выразившиеся в прекращении с 1 января 2018 г. предоставления Прошиной А.А. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", признаны незаконными. На КГКУ УСЗН по Усть-Пристанскому району возложена обязанность предоставить Прошиной А.А. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2018 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести перерасчет.
Министерство социальной защиты Алтайского края, КГКУ УСЗН по Усть-Пристанскому району обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неверное определение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, не применение судами положений статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части правил предоставления гражданам мер социальной поддержки по одному льготному основанию и не учтены изменения, внесенные с 1 января 2017 г. в Закон Алтайского края от 7 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", вследствие чего судами сделан необоснованный вывод о праве Прошиной А.А. на получение компенсации ЖКУ по двум основаниям как инвалид и как ветеран труда, применение судом первой инстанции не подлежащей применению нормы части 1 статьи 16 Закона N 87-ЗС, просят решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 23 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2021 г. отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Участвующий в деле прокурор Алтайского края в возражениях на кассационную жалобу Министерства социальной защиты Алтайского края, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 23 июля 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2021 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Прошина А.А, Министерство социальной защиты Алтайского края, КГКУ УСЗН по Усть-Пристанскому району, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Прошина А.А. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением от 20 июля 2012 г. N 059148.
Также Прошина А.А. является инвалидом "данные изъяты" группы, что подтверждается справкой МСЭ-2007 от 27 августа 2009 г. N N.
Прошина А.А. проживает в квартире "адрес".
Как инвалид, Прошина А.А. с 1 января 2017 г. является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (водоотведение, водоотведение ОДН, горячее водоснабжение (вода, подогрев), горячее водоснабжение ОДН (вода, подогрев), отопление (центр, без ПУ), холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН), в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как ветеран труда до 1 января 2018 г. Прошина А.А. являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (в том числе, взнос на кап. ремонт, вывоз ЖБО) на основании положений Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
По остальным видам коммунальных услуг Прошина А.А. получала ежемесячную денежную компенсацию на основании Закона об инвалидах.
С 1 января 2018 г. выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда Прошиной А.А. прекращена, в связи с вступлением в силу Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
Прокурор Усть-Пристанского района Алтайского края, указав на право Прошиной А.А. на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС, в виде денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в отношении жилого помещения, находящегося в его собственности в период с 1 января 2018 г. по 2 ноября 2018 г, действия ответчика по прекращению предоставления меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения (коммунальных услуг) как ветерану труда, являются незаконными, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 10, 13, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), Законом Алтайского края от 7 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", исходил из того, что по состоянию на 1 января 2018 г. Прошина А.А. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относился. С 1 января 2017 г. право на получение неодинаковых мер социальной поддержки по нескольким основаниям прекратилось только у граждан, имеющих два и более льготных оснований, для получения мер социальной поддержки по законодательству Алтайского края, прекращение предоставления Прошиной А.А. с 1 января 2018 г. мер социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС как ветерану, является неправомерным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу пунктов "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги.
На основании статей 10, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий был принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г..N 61-ЗС для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного, исходя из установленного высшим органом исполнительной власти Алтайского края минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки; платы за коммунальные услуги (за исключением отопления), рассчитанной, исходя из объема потребляемых коммунальных
услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более установленных нормативов потребления. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг; платы за отопление, в том числе оплаты стоимости твердого топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления, в пределах установленных нормативов потребления услуги (норм твердого топлива, установленных для продажи населению) и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных расходов по доставке топлива.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, суды указали, что данное ограничение распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям, меры социальной поддержки которым предоставлены законодательством Алтайского края.
По состоянию на 1 января 2018 г. Прошина А.А. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относились, истец получала различные (не дублирующие) меры социальной поддержки.
Законом Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу со 2 ноября 2018 г, в закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" были внесены изменения, согласно которым гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (статья 6 закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС в новой редакции).
Как верно отметили суды, после внесения указанных изменений в закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС Прошина А.А. имела право на предоставление мер социальной защиты или как инвалид, или как ветеран труда по своему выбору.
Пунктом 1 статьи 16 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан" установлено, что за лицами, которые по состоянию на 31 декабря 2016 г. учтены в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и получали меры социальной поддержки, установленные законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС, сохраняется право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС без учета изменений, внесенных настоящим Законом.
На основании анализа указанных норм права, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований полагать, что вступившие в силу с 1 января 2017 г. изменения, внесенные указанным Законом касаются лиц, получавших меры социальной поддержки на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 118-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а буквальное толкование положений Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87 - ЗС свидетельствует о том, что его действие распространяется с 1 января 2017 г. лишь на граждан, имеющих на основании законодательства Алтайского края два и более льготных основания для получения мер социальной поддержки.
С учетом изложенного, до 2 ноября 2018 г. Закон Алтайского края, а также Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 12 января 1998 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не исключали право гражданина, относящегося к льготной категории по федеральному закону, получать иные (не дублирующие) меры социальной поддержки, предусмотренные региональным законодательством.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела не противоречат, основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационных жалоб судебной коллегией изучены и подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства, являлись предметом судебной оценки, отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, влекущих отмену судебных постановлений, не содержат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 23 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты Алтайского края, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.