Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1424/2021 (УИД 24RS0056-01-2020-006318-48) по иску Юрковой Галины Степановны к Министерству архитектуры и строительства Красноярского края, Управлению Жилищного фонда администрации г. Норильска о восстановлении в списке граждан, имеющих право на социальные выплаты, по кассационной жалобе представителя истца Юрковой Галины Степановны - Ростовцевой Ларисы Яковлевны на решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юркова Галина Степановна (далее - Юркова Г.С, истец) обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры и строительства Красноярского края, Управлению Жилищного фонда администрации г. Норильска о восстановлении в списке граждан, имеющих право на социальные выплаты.
В обоснование своих требований указывала на то, что Юркова Г.С. с 17 июня 2014 г. состояла на учете для получения социальных выплат в рамках программы по переселению граждан, проживающих в г. Норильске и г. Дудинке.
В последствии, по итогам рассмотрения Министерством архитектуры и строительства Красноярского края учетного дела Юрковой Г.С. было принято решение о снятии Юрковой Г.С. с учета граждан для получения социальных выплат в рамках программы по переселению граждан, проживающих в г. Норильске и г. Дудинке с 21 октября 2014 г. в связи с тем, что у супруга заявителя, брак с которым расторгнут, с 21 октября 2014 г. имеется в собственности жилое помещение в г. Красноярске и повторная постановка на учет Юрковой Г.С. возможна по истечении 5 лет с момента ухудшения жилищных условий, то есть после расторжения брака.
С указанным решением Юркова Г.С. не согласна.
Юркова Г.С. просила суд признать незаконным решение Управления Жилищного фонда администрации г. Норильска о снятии Юрковой Г.С. с учета на получение социальных выплат в рамках программы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан" по переселению граждан, проживающих в г. Норильске и г. Дудинке; восстановить Юркову Г.С. в списке очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17 февраля 2021 г. исковые требования Юрковой Г.С. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 июня 2021 г. решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца Юрковой Г.С. - Ростовцева Л.Я. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Юркова Г.С. с 17 июня 2014 г. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в категории "Пенсионеры".
При подаче заявления о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, Юркова Г.С. указала, что совместно с ней проживают члены семьи: "данные изъяты" Юркова Г.С. и члены ее семьи иных жилых помещений на территории Российской Федерации в собственности не имеют.
Судом установлено, что 21 октября 2014 г. на основании договора дарения от 8 апреля 1991 г. за супругом Юрковой Г.С. - Ю. зарегистрировано право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
Министерством строительства Красноярского края было рассмотрено учетное дело Юрковой Г.С. и приято решение о снятии ее с учета с 21 октября 2014 г.
6 февраля 2020 г. Управлением жилищного фонда администрации г. Норильска в адрес Юрковой Г.С. направлена выписка из письма Министерства строительства Красноярского края от 21 января 2020 г, истцу разъяснено, что повторная постановка на учет Юрковой Г.С. без супруга, как члена семьи, возможна по истечении пяти лет с момента ухудшения жилищных условий.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение о снятии Юрковой Г.С. с учета на получение жилищной субсидии, является правомерным.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ, установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:
гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья), установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (далее - Положение).
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения, в соответствии с которым граждане снимаются с учета, в том числе, в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
В соответствии с пунктом 21 Положения (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (пункт "д"); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (пункт "и").
По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.
Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, должны соответствовать требованиям вышеуказанного Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" об отсутствии жилых помещений за пределами указанных районов и местностей или нуждаться в улучшении жилищных условий весь период нахождения на учете на получение жилищных субсидий (социальных выплат).
Частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что после постановки истца на учет супруг истца Ю. с ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность жилое помещение по адресу: "адрес", Юркова Г.С. как член семьи своего супруга имела право пользования данным жилым помещением, правильно применив и истолковав закон, пришли к правомерному выводу, что истец Юркова Г.С. перестала быть нуждающейся в жилом помещении за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу изложенного, законных оснований для удовлетворения требований Юрковой Г.С. и возложении на ответчика обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера, у судов первой и апелляционной инстанций, вопреки доводам жалобы заявителя, не имелось.
Довод жалобы о том, что спорная квартира имела площадь 43, 4 кв.м, учетная норма жилья составляет 12 кв.м, с учетом 4х членов семьи она не была обеспечена нормой жилья, является ошибочным, поскольку как следует из материалов дела, Юркова Г.С. в заявлении не просила ее поставить на учет с составом семьи (л.д. 39), приказом от 19 июня 2014 г. N 46 истец была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составом семьи из 1 человека, а потому при определении нуждаемости истца в жилом помещении иные проживающие с истцом лица не подлежали учету.
Доводы Юрковой Г.С. о том, что право собственности за Ю. на квартиру по адресу: "адрес", зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, брак с Ю. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, при расторжении брака истец не могла претендовать на данную квартиру, поскольку она получена в дар, следовательно, со стороны истца улучшения жилищных условий не было, правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку в соответствии с действующим законодательством обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Приобретение членом семьи получателя социальной выплаты права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, влечет снятие получателя социальной выплаты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Юрковой Галины Степановны - Ростовцевой Ларисы Яковлевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.