Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2587/2021 (УИД 42RS0009-01-2021-003747-21) по иску Корякиной Натальи Васильевны к Администрации г. Кемерово о восстановлении в реестре получателей жилищных займов и социальных выплат по категории "одинокие матери", по кассационной жалобе Корякиной Натальи Васильевны на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения представителя истца Корякиной Н.В. - Прозоровой Р.М, поддержавшей доводы и требования кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корякина Наталья Васильевна (далее по тексту - Корякина Н.В, истец) в лице представителя Паньщиковой Н.В, действующей на основании доверенности, обратилась в суд с иском к Администрации г. Кемерово (далее также - ответчик) о восстановлении в реестре получателей жилищных займов и социальных выплат по категории "Одинокие матери".
Требования мотивированы тем, что с 14 июня 2013 г. на основании заявления истец Корякина Н.В. составом семьи из двух человек была включена в реестр получателей займов и социальных выплат по категории "одинокие матери" в соответствии с Законом Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного кредитования".
По состоянию на 24 ноября 2020 г. Корякина Н.В. занимала "данные изъяты" номер в электронной очереди на предоставление льготных займов и социальных выплат по категории "Одинокие матери".
Корякина Н.В. обратилась в Администрацию г. Кемерово с запросом на предоставлении информации о месте в реестре получателей жилищных займов и социальных выплат по категории "Одинокие матери".
14 марта 2021 г. истец получила ответ Комитета по жилищным вопросам администрации г. Кемерово от 4 марта 2021 г. N о том, что из указанного реестра она была исключена протоколом от 30 декабря 2020 г. N в связи с тем, что ее совершеннолетний сын не обучается на очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
Считает, что прекращение обучения по очной форме ее сыном было вынужденной мерой, так как он устроился на работу, поэтому данное обстоятельство не может являться основанием для исключения их семьи из реестра получателей жилищного займа.
До настоящего времени Корякина Н.В. не получила копию решения об исключении ее из реестра получателей жилищных займов и социальных выплат по категории "одинокие матери", а также протокол заседания комиссии от 30 декабря 2020 г. N.
Истец полагает принятое решение нарушающим ее права.
Просит суд восстановить ее в реестре получателей жилищных займов и социальных выплат по категории "Одинокие матери".
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 18 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 сентября 2021 г, заявленные Корякиной Н.В. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Корякина Н.В. просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 сентября 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель истца Корякиной Н.В. - Прозорова Р.М, действующая на основании доверенности от 21 ноября 2020 г, доводы и требования кассационной жалобы поддержала, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат и развитии ипотечного жилищного кредитования" займы и (или) социальные выплаты предоставляются гражданам в случае, если гражданин и члены семьи гражданина обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 квадратных метров.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат и развитии ипотечного жилищного кредитования" граждане, местом жительства которых являются жилые помещения, признанные непригодными для проживания, или жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (далее - граждане, проживающие в жилых помещениях, непригодных для проживания), независимо от размера площади этих жилых помещений и права собственности граждан на указанные жилые помещения. При этом граждане и члены семьи гражданина не должны быть обеспечены другими жилыми помещениями, пригодными для проживания, либо граждане и члены семьи гражданина обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 квадратных метров.
В соответствии с Законом Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат и развитии ипотечного жилищного кредитования" Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области 1 декабря 2006 г. N 248 утвержден Порядок предоставления социальных выплат.
Указанный Порядок устанавливает правила предоставления социальных выплат категориям граждан, определенным статьей 10 Закона Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат и развитии ипотечного жилищного кредитования".
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка для получения социальной выплаты граждане обращаются в комиссии по рассмотрению заявлений на получение долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат, созданные в местных администрациях, органах государственной власти Кемеровской области, в порядке, утвержденном Коллегией Администрации Кемеровской области, с заявлением на получение социальной выплаты и представляют документы согласно перечню, утвержденному Коллегией Администрации Кемеровской области, с учетом настоящего Порядка.
В силу пункта 1.7 указанного Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении социальной выплаты является, в том числе отсутствие у гражданина права на получение социальной выплаты в соответствии с Законом на дату принятия решения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Корякина Н.В. обратилась на официальный сайт Администрации Кемеровской области по вопросу улучшения жилищных условий, на что 9 апреля 2013 г. ей были даны разъяснения по порядку постановки на очередь для получения льготного жилищного займа или социальной выплаты.
Как следует из уведомления Комитета по жилищным вопросам Администрации г. Кемерово об очередности на приобретение жилья от 17 июля 2013 г, семья Корякиной Н.В. включена в реестр получателей целевых жилищных займов, социальных выплат с 14 июня 2013 г. по категории "одинокие матери" в соответствии с Законом Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования".
По состоянию на 24 ноября 2020 г. в общегородском реестре Корякина Н.В. числилась в очереди по программе "одинокие матери" под номером "данные изъяты".
30 декабря 2020 г. состоялось заседание комиссии по рассмотрению заявлений на получение жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений, на котором было принято решение в связи с утратой статуса по категории "одинокие матери" исключить из реестра получателей займов и социальных выплат в соответствии с Закона Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат и развитии ипотечного жилищного кредитования" и постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N Корякину Н.В, что подтверждается выпиской из протокола от 30 декабря 2020 г. N.
Корякина Н.В. обратилась в Администрацию г. Кемерово с запросом на предоставление информации о месте в реестре получателей жилищных займов и социальных выплат по категории "одинокие матери".
25 февраля 2021 г. в адрес Корякиной Н.В. направлено уведомление от 13 января 2021 г. N о том, что комиссией администрации г. Кемерово по рассмотрению заявлений на получение жилищных займов и социальных выплат (протокол N от 30 декабря 2020 г.) принято решение об исключении семьи Корякиной Н.В. из реестра получателей жилищных займов и социальных выплат по категории "одинокие матер" в связи с утратой статуса.
14 марта 2021 г. Корякина Н.В. получила ответ Комитета по жилищным вопросам Администрации г. Кемерово N от 4 марта 2021 г. о том, что из указанного реестра она была исключена протоколом N от 30 декабря 2020 г. в связи с тем, что ее сын не обучается на очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
Из информации, представленной Администрацией г. Кемерово следует, что на момент постановки номер очереди Корякиной Н.В. в реестре получателей жилищных займов и социальных выплат- 376; на 1 октября 2014 - "данные изъяты"; на 1 января 2015 г. - "данные изъяты"; на 1 января 2016 г. - "данные изъяты"; на 1 января 2017 г. - "данные изъяты"; на 1 января 2018 г. - "данные изъяты"; на 1 января 2019 г. - "данные изъяты"; на 1 января 2020 г. - "данные изъяты". В период с 2013 по 2020 годы было обеспечено "данные изъяты" одиноких матерей: в 2013 году - "данные изъяты"; в 2014 году - "данные изъяты"; в 2016 году - "данные изъяты"; в 2018 году - "данные изъяты"; в 2019 году - "данные изъяты"; в 2020 году - "данные изъяты".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и законности решения комиссии Администрации г. Кемерово.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат и развитии ипотечного жилищного кредитования" право на получение займа имеют граждане при соблюдении условий, установленных статьей 3 настоящего Закона, и относящиеся к категории "одинокие матери".
Согласно статье 2 Закона Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат и развитии ипотечного жилищного кредитования" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) одинокая мать - не состоящая в браке мать ребенка, в свидетельстве о рождении которого отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, и воспитывающая ребенка до достижения им возраста 18 лет, а в случае обучения его по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования - до их окончания.
Как следует из материалов дела, сын истца К.С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 18 лет и по состоянию на 30 декабря 2020 г. (момент принятия ответчиком решения об исключении истца из реестра получателей жилищных займов и социальных выплат по категории "одинокие матери" в связи с утратой статуса) К.С.В. не обучался по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
При таких обстоятельствах, на момент принятия комиссией Администрации г. Кемерово решения об исключении Корякиной Н.В. из реестра получателей жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилого помещения основания для предоставления долгосрочного целевого жилищного займа или социальной выплаты отсутствовали, поскольку истец утратила статус "одинокая мать" и не приобрела иной статус, предоставляющий право на получение долгосрочных целевых жилищных займов или социальных выплат на приобретение жилых помещений в рамках Закона Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования".
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 3-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной Ксении Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта "а" пункта 6 и подпункта "а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Факт включения истца в реестр получателей займов и социальных выплат в соответствии с Законом Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат и развитии ипотечного жилищного кредитования" не означает, что лицо обладает безусловным правом на получение займа или социальной выплаты, в том числе после достижения ребенком 18-летнего возраста и прекращения им обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, а означает лишь, что приобретение статуса кандидата на получение займа или социальной выплаты.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 декабря 2006 г. N утвержден Порядок обращения граждан в комиссии по рассмотрению заявлений на получение долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат.
Согласно пункту 3.4 указанного Порядка основаниями для принятия комиссией решения об исключении гражданина (граждан) из реестра является, в том числе утрата основания, дающего право на получение займа или социальной выплаты в соответствии с Законом, на дату принятия решения об исключении из реестра.
Закон Кемеровской области от 16 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат и развитии ипотечного жилищного кредитования" связывает предоставление целевых жилищных займов с наличием права у гражданина на их получение, а не в связи с включением в реестр.
При таких обстоятельствах, учитывая, достижение сыном истца 18-летнего возраста и прекращения им обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, то выводы судов о том, что Корякина Н.В.
утратила право на получение социальной выплаты, не противоречит приведенным нормам материального права.
При разрешении заявленных исковых требований судами правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Причины, послужившие основанием для утраты статуса "одинокая мать" не влияют на законность принятого ответчиком решения об исключении истца из реестра получателей жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилого помещения.
Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Корякиной Натальи Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.