Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N19RS0001-02-2021-001560-62 (N2-2118/2021) по иску С.Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане о включении периода работы в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе С.Н.А, представителя С.Н.А. - З.Е.А, действующей на основании доверенности, на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 26 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане (далее- УПФР в г. Абакане) о включении периода работы в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что 7 сентября 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением ответчика от 9 декабря 2020 г. ей неправомерно отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В бесспорном порядке в специальный страховой стаж ей засчитано 13 лет 5 месяцев 24 дня. Полагала, что ответчиком незаконно отказано во включении в ее специальный стаж периодов работы: с 15 марта 1994 г. по 1 августа 1994 г. в должности медсестры в детском саду N 16 АООТ "Саянмрамор", со 2 февраля 1994 г. по 15 декабря 1997 г. в должности старшей медсестры в детском саду N 16 "Дюймовочка", с 12 ноября 1998 г. по 29 ноября 2007 г, с 1 декабря 2007 г. по 28 декабря 2012 г. в должности медицинской сестры в Государственном бюджетном оздоровительном образовательном учреждении Республики Хакасия санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Боградская санаторная школа-интернат".
Просила суд признать незаконным решение УПФ РФ в г. Абакане от 9 декабря 2020 г. N, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды работы: с 15 марта 1994 г. по 1 августа 1994 г. в должности медсестры в детском саду N 16 АООТ "Саянмрамор", со 2 февраля 1994 г. по 15 декабря 1997 г. в должности старшей медсестры в детском саду N 16 "Дюймовочка", с 12 ноября 1998 г. по 29 ноября 2007 г, с 1 декабря 2007 г. по 28 декабря 2012 г. в должности медицинской сестры в Государственном бюджетном оздоровительном образовательном учреждении Республики Хакасия санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Боградская санаторная школа-интернат", назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением с 7 сентября 2020 г.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 мая 2021 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 26 августа 2021 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 мая 2021 г. оставлено без изменения.
С.Н.А. и ее представитель З.Е.А. обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 мая 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 26 августа 2021 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 7 сентября 2020 г. С.Н.А. обратилась в УПФР в г. Абакане с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ 2О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 9 декабря 2020 г. N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. По результатам рассмотрения представленных документов истцу установлена продолжительность стажа работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, - 13 лет 5 месяцев 24 дня.
Согласно решению пенсионного органа в стаж работы С.Н.А, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, не засчитаны, в том числе, периоды:
с 15 марта 1994 г. по 1 августа 1994 г. в должности медсестры в детском саду N 16 АООТ "Саянмрамор", с 2 августа 1994 г. по 15 декабря 1997 г. в должности старшей медсестры в детском саду N 16 "Дюймовочка", так как правом на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения пользуются врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, Номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395, учреждение "детский сад" не предусмотрено, кроме того, с января 1995 года по 15 декабря 1997 г. С.Н.А. была нетрудоспособна в связи с беременностью и родами, а также находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет, законодательством включение в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за детьми не предусмотрено;
с 12 ноября 1998 г. по 29 ноября 2007 г, с 1 декабря 2007 г. по 28 декабря 2012 г. в должности медицинской сестры в Государственном бюджетном оздоровительном образовательном учреждении Республики Хакасия санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Боградская санаторная школа-интернат", так как разделом "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, учреждение "санаторная школа-интернат" не предусмотрено, указанные периоды работодатель не относит к стажу работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии. Кроме того, в указанные периоды С.Н.А. предоставлялся учебный отпуск с 1 февраля 2006 г. по 31 мая 2006 г, с 20 сентября 2010 г. по 15 ноября 2010г. она находилась на курсах повышения квалификации, с 26 октября 2011 г. по 22 ноября 2011 г. - в командировке.
Обращаясь в суд с иском, С.Н.А. ссылалась на то, что в спорные периоды работы в детском саду она осуществляла функции медсестры, выполняла те же обязанности, что и медсестра, работающая в медицинском учреждении. Относительно Боградской санаторной школы-интерната указывала, что данное учреждение осуществляло медицинскую деятельность, а она (истец) работала медсестрой с детьми, больными "данные изъяты"
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", пришел к выводу о том, что правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, не имеется, поскольку учреждение "детский сад" и "санаторная школа - интернат" не относятся к учреждениям здравоохранения, предусмотренным вышеуказанными списками.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применил нормы материального права.
Основания возникновения й порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется, в том числе, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В указанном Списке детские сады не предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Из Информационного письма Минтруда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 3948/1-17 следует, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяются, в том числе Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395, детские сады к числу учреждений здравоохранения не отнесены.
Не были предусмотрены детские сады и действовавшими в спорные периоды Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 23 ноября 1992 г. N 301, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35.
Как правильно указано судами, в Список работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, детские сады также не включены.
Из приведенного законодательства, следует, что ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", для лиц, работавших медицинскими сестрами, либо старшими медицинскими сестрами в детских садах не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях по указанной категории.
Вопреки доводам кассатора, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о включении указанных периодов в специальный стаж.
Установив, что в период с 12 ноября 1998 г. по 29 ноября 2007 г, с 1 декабря 2007 г. по 28 декабря 2012 г. истец работала в должности медицинской сестры в государственном бюджетном оздоровительном образовательном учреждении Республики Хакасия санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Боградская санаторная школа-интернат", которое являлось оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, по ведомственной принадлежности относилось к Министерству образования и науки Республики Хакасия, а не к Министерству здравоохранения, являлось образовательным учреждением, суды пришли к правильному выводу, что указанный период также не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464; Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 N 1066; а также Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Кроме того, судами правильно учтены положения Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, п. 43 которых определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета, С.Н.А. зарегистрирована в качестве застрахованного лица 26 декабря 1999 г, однако работодателем период ее работы с 1 января 2002 г. по 28 декабря 2012 г. в индивидуальном персонифицированном учете отражен "общими условиями", без указания льготной кодировки.
Установив, что необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у С.Н.А. отсутствует, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за ней права на назначение досрочной страховой пенсии с даты обращения за ее назначением.
Доводы кассационной жалобы о том, что выполняемые истцом работы тождественны работам, которые выполнялись медицинским сестрами в медицинских учреждениях, повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что учреждение "детских сад" и "санаторная школа - интернат" не относятся к учреждениям здравоохранения.
Ссылки кассатора на иную судебную практику, на приобретение права в соответствие с ранее действовавшим законодательством выражают несогласие с выводами суда, основаны на субъективном толковании указанных правовых норм, что не влечет отмену по существу правильного решения.
Кассационная жалоба истца не содержат доводов, ставящих под сомнение либо опровергающих правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, доводы жалобы по существу представляют выраженное несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств, установленных обстоятельств дела, толкования подлежащих применению норм материального права, и в соответствии со ст. 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основаниями для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 26 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.Н.А, представителя С.Н.А. - З.Е.А, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.