Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2096/2021 (УИД 42RS0009-01-2021-003231-17) по иску Елиной Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Елиной Ольги Владимировны на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г.
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Елина Ольга Владимировна (далее по тексту - Елина О.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), ответчик) о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что стаж работы истца в периоды с 1 марта 1992 г. по 3 июня 1992 г. в качестве медицинской сестры гинекологического отделения Городской больницы N 11, с 12 августа 1992 г. по 4 мая 1999 г. в качестве медицинской сестры гинекологического отделения Городской больницы N 11 ответчик исчислил в календарном исчислении, тогда как истец полагает, что стаж должен быть исчислен за указанные периоды в льготном исчислении.
Причиной, по которой данный стаж не засчитан ответчиком в льготном порядке (1 год как 1год 6 месяцев), ответчик указал на то, что Перечнем льготных профессий МУЗ "Больница N 11" медицинская сестра гинекологического отделения не предусмотрена, в соответствии с Актом N от 1 декабря 2002 г. хирургическая деятельность не осуществлялась.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 в период соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 включительно, применялся Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, и с 1 января 2002 г. - Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, к отделениям хирургического профиля стационаров отнесены, в том числе акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
Также согласно Письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1997 г. N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля, а также согласно приложению N 2 к приказу Минздрава СССР от 9 января 1986 г. N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения новорожденных.
При таких обстоятельствах ссылаться на локальные акты лечебного учреждения, которые противоречат и противоречили в момент осуществления истцом указанной деятельности законодательству Российской Федерации, не представляется возможным, а ссылка ответчика на перечень профессий МУЗ "Больница N 11" и акт от 2 декабря 2002 г. необоснованна.
Таким образом, спорные периоды работы должны быть зачтены в специальный стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении, а не в календарном.
Кроме того, ответчик исключил из стажа периоды работы истца с 15 мая 2017 г. по 21 июня 2017 г. в должности медицинской сестры, с 23 июня 2017 г. по 31 января 2018 г. в должности старшей медицинской сестры в хирургическом отделении Акционерного общества Медико-санитарная часть "Центр здоровья", поскольку законодателем предусмотрена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций - учреждения, а не общества. Стаж не подтвержден индивидуальными сведениями.
Истец с учетом уточненных требований просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 18 января 2021 г, обязать ответчика включить периоды работы Елиной О.В. с 1 марта 1992 г. по 3 июня 1992 г, с 12 августа 1992 г. по 4 мая 1999 г. в должности медицинской сестры гинекологического отделения в городской больнице N 11 в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев), включить в стаж периоды работы истца с 15 мая 2017 г. по 21 июня 2017 г. в должности медицинской сестры, с 23июня 2017 г. по 31 января 2018 г. в должности старшей медицинской сестры в хирургическом отделении Акционерного общества Медико-санитарная часть "Центр здоровья", назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 21 июля 2021 г. заявленные Елиной О.В. исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решения УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 18 января 2021 г. N, от 18 января 2021 г. N в части не включения в специальный стаж истца в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) периодов работы Елиной О.В. с 1 марта 1992 г. по 3 июня 1992 г, с 12 августа 1992 г. по 4 мая 1999 г. в должности медицинской сестры гинекологического отделения в городской больнице N 11, на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить периоды работы Елиной О.В. с 1 марта 1992 г. по 3 июня 1992 г, с 12 августа 1992 г. по 4 мая 1999 г. в должности медицинской сестры гинекологического отделения в городской больнице N 11 в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев), в остальной части исковые требования оставлены без удовлевторения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Елина О.В. просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г.
Относительно доводов кассационных жалоб письменных возражений не представлено.
Кроме того, вместе с кассационной жалобой в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство от представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о процессуальном правопреемстве по настоящему делу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 мая 2021 г. N 168п "О реорганизации некоторых территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе" Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) путем реорганизации присоединено к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбасса.
Принимая во внимание, что Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу является правопреемником Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с 1 октября 2021 г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает подлежащим удовлетворению ходатайство о процессуальном правопреемстве, в связи с чем произвести замену ответчика по делу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются нарушения норм материального права и они выразились в следующем.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 20 мая 2020 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 19 августа 2020 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом установлено наличие специального страхового стажа по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 29 лет 8 месяцев 28 дней, при требуемом - 30 лет. Согласно данному решению ответчик засчитал в стаж работы истца периоды с 1 марта 1992 г. по 3 июня 1992 г, с 12 августа 1992 г. по 4 мая 1999 г. в льготном исчислении.
19 октября 2020 г. истец вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 18 января 2021 г. N Елиной О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом указано, что стаж истца 26 лет 7 месяцев 5 дней при требуемом - 30 лет, спорные периоды работы Елиной О.В. с 1 марта 1992 г. по 3 июня 1992 г, с 12 августа 1992 г. по 4 мая 1999 г. засчитаны в календарном порядке, не засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы истца с 15 мая 2017 г. по 21 июня 2017 г. в должности медицинской сестры, с 23 июня 2017 г. по 31 января 2018 г. в должности старшей медицинской сестры в хирургическом отделении Акционерного общества Медико-санитарная часть "Центр здоровья".
Из материалов дела также следует, что Елина О.В. с 1 марта 1992 г. по 2 июня 1992 г. работала в должности медицинской сестры гинекологического отделения в Городской больнице N 11, 12 августа 1992 г. принята на должность медицинской сестры гинекологического отделения в Городскую больницу N 11, 30 ноября 2005 г. уволена в связи с переводом в Муниципальное учреждение здравоохранения больницу N 3 им. Подгорбунского, 15 мая 2017 г. принята в хирургическое отделение на должность старшей медицинской сестры в АО медико-санитарная часть "Центр здоровья", 31 января 2018 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника, что также указано в трудовой книжке.
В справке МБУЗ "Городская клиническая больница N 11" от 21 апреля 2014 г. N, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости, К. (Елина) О.В. действительно работала в Городской больнице N 11 в должности медицинской сестры гинекологического отделения с 12 августа 1992 г. по 30 ноября 2005 г, периоды, не подлежащие включению в специальный стаж, ученический отпуск: с 8 апреля 2002 г. по 27 апреля 2002 г.; с 16 сентября 2002 г. по 7 октября 2002 г.; с 31 марта 2003 г. по 21 апреля 2003 г.; с 29 сентября 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 11 мая 2004 г. по 29 мая 2004 г.; с 8 сентября 2004 г. по 21 сентября 2004 г.; с 22 сентября 2004 г. по 1 декабря 2004 г.; с 2 декабря 2004 г. по 11 января 2005 г. Отпуск по беременности и родам с 1 октября 1998 г. по 4 мая 1999 г. Отпуск по уходу за ребенком с 5 мая 1999 г. по 30 апреля 2000 г. С 13 января 2000 г. по 30 апреля 2000 г. К. (Елина) О.В. работала на 0, 5 ставки, с 1 мая 2000 г. работала на полную ставку.
В соответствии со справкой МБУЗ "Городская клиническая больница N 11" от 21 апреля 2014 г. N, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости М. (Кабанова) О.В. работала в Городской больнице N 11 в должности санитарки гинекологического отделения с 20 сентября 1991 г. 1 марта 1992 г, была переведена медицинской сестрой гинекологического отделения, 3 июня 1992 г. была уволена, при этом периодов, не подлежащих включению в специальный стаж, не имелось.
В соответствии со справкой АО Клиническая медико-санитарная часть "Энергетик" от 12 марта 2021 N Елина О.В. работала в Акционерном обществе Медико-санитарной части "Центр здоровья" в должности старшей медицинской сестры хирургического отделения на 1 ставку с 15 мая 2017 г. по 8 января 2018 г. С 9 января 2018 г. переведена на должность медицинской сестры хирургического отделения на 1 ставку по 31 января 2018 г. Должность старшей медицинской сестры и медицинской сестры хирургического отделения относится к среднему медицинскому персоналу. На нее возложены следующие функциональные обязанности: оказание доврачебной медицинской помощи, контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, обеспечение бесперебойной работы среднего медицинского персонала отделения. За все периоды работы работала на полную ставку, на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не была, в отпуске по уходу за ребенком не находилась. Отпуск без сохранения заработной платы предоставлялся 1 календарный день - 22 июня 2017 г.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о включении периодов работы Елиной О.В. с 1 марта 1992 г. по 3 июня 1992 г, с 12 августа 1992 г. по 4 мая 1999 г. в специальный стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении, указав на незаконность решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в указанной части.
Кроме того, судом первой инстанции сделан вывод о невозможности включения спорных периодов работы истца с 15 мая 2017 г. по 21 июня 2017 г. в должности медицинской сестры, с 23 июня 2017 г. по 31 января 2018 г. в должности старшей медицинской сестры в хирургическом отделении Акционерного общества Медико-санитарная часть "Центр здоровья".
В части отказа включения периодов работы истца с 15 мая 2017 г. по 21 июня 2017 г. в должности медицинской сестры, с 23 июня 2017 г. по 31 января 2018 г. в должности старшей медицинской сестры в хирургическом отделении Акционерного общества Медико-санитарная часть "Центр здоровья" решение суда не обжалуется и апелляционное определение не обжалуются, в связи с чем в соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций в части включении периодов работы Елиной О.В. с 1 марта 1992 г. по 3 июня 1992 г, с 12 августа 1992 г. по 4 мая 1999 г. года в специальный стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Спорный период работ Елиной О.В. охватывает период с 1992 по 1999 годы, в связи с чем подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
В пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Исчисление сроков выслуги один год работы за один год и 6 месяцев производилось среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
В пункте 1 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781, в том числе гинекологическое.
В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1997 г. N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.
Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Вопреки доводам кассационной жалобы Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о включении спорных периодов работы истца с 1 марта 1992 г. по 3 июня 1992 г. года, с 12 августа 1992 г. по 4 мая 1999 г. в должности медицинской сестры гинекологического отделения в Городской больнице N 11 в специальный стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев).
Не может быть признан состоятельным довод кассационной жалобы Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о том, что актом от 2 декабря 2002 г. N проверки льготных профессий МУЗ "Больница N 11" медицинская сестра в гинекологическом отделении не предусмотрена как должность, осуществляющая хирургическую деятельность, поскольку вышеуказанным Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусмотрена должность среднего медицинского персонала, осуществляющего деятельность в отделении хирургического профиля, тогда как материалами дела подтверждается совокупность указанных условий.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы истца Елиной О.В. о необоснованном отказе в назначении досрочной пенсии и отсутствии в решении суда даты, с которой наступит право на получение пенсии.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при решении вопроса о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются дата возникновения права на страховую пенсию по старости и определение даты истечения срока отложения права на назначение пенсии.
Как указывалось выше, правовые основания и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, установлены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", который сохраняет ранее установленные правила назначения такой пенсии.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение срока назначения страховой пенсии по старости в зависимости от дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Вместе с тем, суд первой инстанции при разрешении заявленных Елиной О.В. исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости указал, что право на получение такой пенсии возникло у истца в 2020 году, а поскольку истец просит назначить пенсию с 19 октября 2020 г, то учитывая приложение 6 оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Суд апелляционной инстанции в оспариваемом апелляционном определении указал, что с учетом включения спорных периодов работы истца в льготный стаж на дату подачи заявления в пенсионный фонд ее специальный стаж составил 30 лет 1 месяц 27 дней, однако с учетом положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" пенсия может быть назначена истцу по истечении 1, 5 года с момента возникновения права на пенсию, тогда как из уточненных требований Елиной О.В. следует, что она просит назначить пенсию с даты обращения в пенсионный орган 19 октября 2020 г, однако оснований для назначения такой пенсии с 19 октября 2020 г. не имеется, указание в решении суда даты, с которой у истца возникнет право на пенсию с учетом положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" судебная коллегия полагает не соответствующим действующему законодательству.
Таким образом судами первой и апелляционной инстанций при решении вопроса о праве Елиной О.В. на назначение досрочной страховой пенсии по старости неверно применены нормы материального права, поскольку юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при решении вопроса о праве Елиной О.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются дата возникновения у нее права на страховую пенсию по старости, а также определение даты истечения срока отложения права на назначение пенсии, тогда как дата возникновения права Елиной О.В. на страховую пенсию по старости судами не определена, вывод о том, что право на обращение за страховой пенсией по старости Елиной О.В. считается отложенным на 1, 5 года не мотивирован, на обсуждение сторон указанные обстоятельства не выносились.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Однако этим требованиям решение суда и апелляционное определение не соответствуют.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в отменной части суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести по гражданскому делу N 2-2096/2021 (УИД 42RS0009-01-2021-003231-17) по иску Елиной Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости замену ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить, в отменной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Кемерово.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.