Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1415/2021 (УИД 38RS0032-01-2021-001296-47) по иску Веревкина Дмитрия Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о признании незаконным в части решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе представителя Веревкина Дмитрия Владимировича - Шемчук Оксаны Анатольевны на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 октября 2021 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Кировского районного суда г. Иркутска при участии представителя Веревкина Дмитрия Владимировича по доверенности Литвиненко Анастасии Николаевны, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Веревкина Дмитрия Владимировича по доверенности Литвиненко Анастасии Николаевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Веревкин Дмитрий Владимирович (далее по тексту - Веревкин Д.В.) обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ -УПФ РФ Иркутском районе Иркутской области (межрайонное), пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 11 декабря 2020 г. N 211/3 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части невключения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 1 октября 1995 г. по 15 июня 1999 г. в Мостоотряде N 31 (после преобразования - в АОЗТ "Иркутскмостострой"), с 16 апреля 2013 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО "УК "Ладога", с 1 октября 2013 г. по 2 апреля 2015 г. в ООО "Система", обязании включить периоды работы с 1 октября 1995 г. по 15 июня 1999 г. в Мостоотряде N 31 (после преобразования - в АОЗТ "Иркутскмостострой"), с 16 апреля 2013 г. по 30 сентября 2013 г. в ООО "УК "Ладога", с 1 октября 2013 г. по 2 апреля 2015 г. в ООО "Система" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов на представителя в размере 50 000 рублей, почтовых расходов в размере 478, 28 рублей, государственной пошлины в размере 600 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 октября 2021 г, исковые требования Веревкина Д.В. оставлены без удовлетворения.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 9 августа 2021 г. по делу произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) его правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ГУ-ОПФ РФ по Иркутской области).
Представитель Веревкина Д.В. - Шемчук Оксана Анатольевна обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 октября 2021 г. отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Вывод Иркутского областного суда о том, что доказательств выполнения в спорный период времени трудовых обязанностей по должности, предусмотренной Списком N 2, истцом не представлено - ошибочен и сделан без учета доказательств, находящихся в деле. Суды в противоречие установленным фактическим обстоятельствам оставили без внимания и не указали в числе первичных документов расчетные листы истца, где он указан строймастером, историческую справку в отношении ОАО "Иркутскмостострой" (ранее - Мостоотряд N 31, АООТ "Иркутскмостострой"), в содержании которой указано, что данная организация выполняла строительно-монтажные работы, приказ по личному составу от 15 июня 1999 г..N 91-к, где истец указан в должности "строймастер". Вывод Иркутского областного суда о том, что период работы с 5 августа 1993 г..по 15 июня 1999 г..учтен без указания условий труда, является противоречащим, поскольку в этом же судебном акте и решении суда первой инстанции признается, что в индивидуальном лицевом счете сведения о периодах работы Веревкина Д. В. в Мостоотряд N 31 с 5 августа 1991 г..по 15 июня 1999 г..были указаны с основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости, но были скорректированы пенсионным органом и указание на код льготы из лицевого счета было исключено. Судами были незаконно оставлены без внимания и оценки сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 1 января 2021 г, в которых отражена информация о том, что период работы истца в Мостоотряд N 31 с 5 августа 1991 г..по 15 июня 1999 г..включает в себя период для досрочного назначения пенсии по старости 6 лет 5 месяцев 1 день.
Также судами не дана оценка процессуальной позиции истца о том, что именно работодатель истца являлся лицом, непосредственно наблюдавшим и контролировавшим трудовую деятельность истца, поэтому работодатель, признавая период работы льготным, передавал сведения как о льготном стаже в пенсионный фонд. Судами оставлен без оценки довод истца о том, что указанная в трудовой книжке истца должность "мастер по монтажу стальных и железобетонных конструкций" является ошибочно названной, а значит, заранее означает невозможность отнесения данной должности к группе льготных или нельготных должностей, поскольку Список N 2 включает в свой состав только наименования должностей, общепризнанных, утвержденных законодателем, поэтому любая попытка отнести должность, неправильно поименованную, к категории льготной/нельготной будет безрезультатной. Суды приняли во внимание только те доказательства, которые при определенном рассмотрении трактуются не в пользу истца трудовая книжка, архивная справка от 21 октября 2020 г..N С-5442, и в то же время абсолютно не обратили внимание на доказательства, на основании которых истец формирует свою позицию (трудовые контракты, расчетные листы, историческая справка, приказ по личному составу, сведения о состоянии лицевого счета с указанием кода льготы за период работы с 5 августа 1991 г..по 15 июня 1999 г..- 22900006-23419, показаниями ответчика, пояснениями истца о том, какую работу он совершал в спорный период). Суды также оставили без внимания довод истца о том, что должность производителя работ в любом случае относятся к категории льготных, поскольку трудовая деятельность на данной должности осуществляется исключительно в строительной сфере и связана с руководством выполнения строительно-монтажных работ, то есть относится к Списку N 2, код льготы - 22901006-24441.
Иной должности с аналогичным наименованием "производитель работ (прораб)" в иной сфере, не связанной со строительством, не предусмотрена законодательством, то есть одноименности профессий "производитель работ (прораб)", принадлежащих разным общественным сферам, не существует. Получение пенсии как компенсации, предусмотренной за потерю трудоспособности и за осуществление в течение длительного времени трудовой деятельности в особых условиях труда, признанных вредными или тяжелыми для человека, не может ставиться в зависимости от наличия (отсутствия) документов, надлежащее оформление которых не входит в обязанности работника, в особенности учитывая, что работник, со своей стороны, все зависящие от него условия для получения пенсии уже выполнил - отработал необходимое количество времени в определенных условиях, а значит, уже получил вред здоровью, потерю трудоспособности, ради восстановления которой и создан институт пенсий. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Веревкин Д.С. обратился в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного фонда от 11 декабря 2020 г. Веревкину Д.С. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2. При этом страховой стаж истца составил 30 лет 2 месяца 10 дней при требуемом стаже 25 лет, стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 составил 3 года 23 дня, при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев.
Веревкин Д.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 11 августа 1998 г.
Веревкин Д.В, не согласившись с решением пенсионного фонда, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 8, пунктом 20 части 1, частями 2 - 4, 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516, пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела: трудовую книжку Веревкина Д.В, согласно которой
5 августа 1991 г..он был принят в Мостоотряд N 31 в отдел главного механика механиком, 1 октября 1995 г..переведен мастером по монтажу стальных и железобетонных конструкций, 15 июня 1999 г..уволен по собственному желанию, 16 апреля 2013 г..принят в ООО "Управляющая компания "Ладога" на должность производителя работ (прораба), 30 сентября 2013 г..уволен по собственному желанию, 1 октября 2013 г..принят в ООО "Система" на должность главного инженера, 2 апреля 2015 г..уволен по собственному желанию; трудовой контракт, заключенный с АООТ "Иркутскмостострой", в соответствии с которым Веревкин Д.В. был принят на работу на должность мастера на срок с 1 марта 1996 г..по 31 декабря 1996 г, с 1 января 1997 г..по 31 декабря 1997 г, в его должностные обязанности входило, в том числе способствование повышению технического уровня и качества продукции и строительно-монтажных работ, обеспечение выполнения заданий по строительно-монтажным работам, в трудовом контракте имеется отметка о его пролонгации на 1998 г..по обоюдному согласию сторон; архивную справку от 21 октября 2020 г..N С-5442, в которой указано, что по документам ОГКУ "Государственный архив документов по личному составу Иркутской области" установлено, что Веревкин Д.В.: принят в Мостостроительный отряд N 31 с 5 августа 1991 г..механиком в отдел главного механика, переведен на должность мастера по монтажу стальных и железобетонных конструкций с 1 октября 1995 г, с 17 января 1996 г..направлен на участок по строительству автомобильного моста через р. Белая в распоряжение начальника участка, Веревкина Д.В, мастера, к работе допускать не связанной с высотой и над водой, переведен с 18 февраля 1997 г..мастером по монтажу стальных и железобетонных конструкций, направлен на участок по строительству моста через р.
Выдринная, уволен с 15 июня 1999 г..с должности строймастера по монтажу стальных и железобетонных конструкций; выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой отражены периоды работы в Мостоотряде N 31 с 5 августа 1991 г..по 14 января 1993 г..механиком и с 15 января 1993 г..по 15 июня 1999 г..мастером по монтажу стальных и железобетонных конструкций, период работы в ООО "УК "Ладога" с 16 апреля 2013 г..по 30 сентября 2013 г, период работы в ООО "Система" с 1 января 2013 г..по 30 июня 2015 г, сведения об указанных периодах работы учтены на лицевом счете Веревкина Д.В. без указания особых условий труда (без кода льготы), исходил из того, что должность истца с 1 октября 1995 г..по 15 июня 1999 г..в трудовой книжке, в первичных документах - приказе о приеме на работу и приказе об увольнении, в архивной справке N С-5442 от 21 октября 2020 г..значится как мастер по монтажу стальных и железобетонных конструкций, которая не предусмотрена Списком N 2, доказательств фактического выполнения в спорный период времени трудовых обязанностей по должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций или мастера строительных и монтажных работ, то есть по должности, предусмотренной Списком N 2, истцом суду не представлено; ООО "УК "Ладога", ООО "Система" не относятся к организациям, занятых строительством, а также реконструкций, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом объектов указанных разделе XXVII Списка N 2, сведения о трудовой деятельности истца за весь период передавались в пенсионный орган для отражения в индивидуальном лицевом счета Веревкина Д.В. без кодов льготных условий труда, оплата дополнительных тарифов с 1 января 2013 г..не производилась.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее по тексту - Список N 2 от 26 января 1991 г.).
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка " 2 от 26 января 1991 г, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (позиция 2290000а-14612), мастер строительно-монтажных работ (позиция 2290000б-23419), производители работ (позиция 22900006-24441).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, которые применяются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательств в совокупности и взаимосвязи, и установив, что занимая истцом в период с 1 октября 1995 г. по 15 июня 1999 г. должность мастера по монтажу стальных и железобетонных конструкций Списком N 2, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, не предусмотрена, доказательств неверного наименования должности истца в материалах дела не имеется; имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт выполнения истцом работ в периоды с 16 апреля 2013 г. по 30 сентября 2013 г. в качестве производителя работ (прораба) в ООО УК "Ладога", с 1 октября 2013 г. по 2 апреля 2015 г. в качестве главного инженера в ООО "Система" в течение полного рабочего дня по должности в организациях, занятых строительством, а также реконструкций, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом указанных в разделе XXVII Списка N 2 объектов, после 11 августа 1998 г. в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация, подтверждающая льготный характер работы истца, после 1 января 2013 г. отсутствует информация о начисленных и уплаченных дополнительных тарифах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы представителя Веревкина Д.В. - Шемчук О.А. выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств, а также установленными судами обстоятельствами и не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Как было указано выше в случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Между тем, истцом не представлено документальных доказательств, подтверждающих льготный характер работы в указанные периоды, в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорные периоды отражены без указания кода льготы условий труда, начисления и уплаты дополнительных тарифов. Доказательств, подтверждающих недостоверность сведений, отраженных в выписке индивидуального лицевого счета, истцом не представлено.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Веревкина Дмитрия Владимировича - Шемчук Оксаны Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.