Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1667/2021 (УИД 54RS0001-01-2021-001738-61) по иску Феоктистова Сергея Павловича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения частично недействительным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Феоктистова Сергея Павловича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 1 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Феоктистов Сергей Павлович (далее по тексту - Феоктистов С.П, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОПФР по Новосибирской области) о признании решения частично недействительным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 28 декабря 2020 г. Феоктистов С.П. обратился в УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по страсти в связи с работой в тяжелых условиях труда.
Решением УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 29 января 2021 г. N истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ. Однако истец с решением пенсионного органа не согласен, полагает незаконным не применение правила суммирования стажа на соответствующих видах работ, поскольку к периодам работы истца по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, дающим право на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", ответчик не присоединил периоды работы по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденном постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, дающие право на пенсию по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Полагает, что с учетом суммирования стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составлял на момент обращения в УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) 7 лет 6 месяцев 16 дней, что составляет более половины от требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в связи с чем право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости подлежит определению с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы, следовательно право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло у истца в 57 лет (60 лет - (7 лет 6 месяцев / 2 года 6 месяцев).
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 1 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 октября 2021 г, заявленные Феоктистовым С.П. исковые требования оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Феоктистов С.П просит отменить решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 1 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 октября 2021 г. как незаконные и необоснованные.
Относительно доводов кассационной жалобы ОПФР по Новосибирской области представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Решением УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 29 января 2021 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" у истца отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев, при этом у истца отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 7 лет 6 месяцев в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665 от 16 июля 2014 г.).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Разделом XXX "Транспорт" Списка N 2 от 22 августа 1956 г. предусмотрены: машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций, мотовозов; машинисты-инструкторы локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 665 от 16 июля 2014 г. при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее по тексту - Список от 24 апреля 1992 г. N 272).
Списком от 24 апреля 1992 г. N 272 предусмотрены машинисты и помощники машинистов электропоездов (секций); машинисты - инструкторы локомотивных бригад.
Согласно пункту 3 Постановления N 665 от 16 июля 2014 г. исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
В соответствии с пунктом 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил от 11 июля 2002 г. N 516).
В соответствии с пунктом 2 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда(подпункт 2); работа в качестве рабочих локомотивных бригад (подпункт 5).
Согласно пункту 3 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления, в том числе, к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, пункт 3 Правил N 516 от 11 июля 2002 г. допускает суммирование периода работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 пункта 2) с периодами работы в качестве рабочих локомотивных бригад, если в результате такого прибавления стаж для мужчин составит не менее 12 лет 6 месяцев. Снижение возраста при суммировании стажа не предусмотрено.
Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно исходили из того, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, аналогичная норма предусмотрена пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможно суммирование периодов работы, только если в результате такого суммирования специальный стаж составит 12 лет 6 месяцев, являются правильными, а доводы кассационной жалобы в данной части необоснованными.
При этом суд первой инстанции также указал, что статьей 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации") предусматривалось суммирование работ с различными особыми условиями труда. Так, было установлено, что трудовая деятельность с особыми условиями труда суммируется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пункте "б", присоединятся работа, указанная в пункте "д".
Согласно положениям статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась:
"б" мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона. При этом гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.
"д" мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля.
Однако положения Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не подлежат применению, так как у Феоктистова С.П. отсутствует не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, как того требуется согласно пункту "б" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходим возраст для мужчин 55 лет, стаж на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
По настоявшему делу, для назначения пенсии по указанному пункту, истец имел необходимый возраст (57 лет), страховой стаж, однако, период работы его с тяжелыми условиями труда, с учетом суммирования периодов по СпискуN 2 от 22 августа 1956 г. и по Списку от 24 апреля 1992 г. составил - 7 лет 6 месяцев 15 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии по указанному основанию.
Как указывалось выше, для лиц, которые проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Однако, при рассмотрении вопроса назначения пенсии по указанному варианту, следует учитывать, что пенсионный возраст, установленный на 31 декабря 2018 г. для мужчин 60 лет подлежит уменьшению, если он проработал только в тяжелых условиях труда не менее половины установленного срока (12 лет 6 месяцев), без суммирования, а поскольку истец по настоящему делу проработал в тяжелых условиях труда без суммирования только 5 лет 8 месяцев 15 дней (по Списку от 22 августа 1956 г.), то оснований для назначения пенсии по данному варианту также не имеется.
Суммирование периодов работы в данном случае имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, тогда как суммирование периодов работы и снижение возраста при таком суммировании стажа нормами материального права не предусмотрено.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась:
б) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
Гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.
д) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
Статья 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривала, что во время выполняемых до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих право до 1 января 1992 г. право на получение пенсии на льготных условиях засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего Закона.
Таким образом, с 1 января 1992 г. законодатель улучшил положения работников, занятых на работах в тяжелых условиях труда, предоставив им право на льготное пенсионное обеспечение при неполном специальном стаже, а также предусмотрел возможность учета при исчислении такого специального стажа периодов работы, выполняемых в тяжелых условиях до 1 января 1992 г.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, из буквального толкования названных норм материального права, и ранее действующим законодательством был предусмотрен аналогичный подход снижения пенсионного возраста только при выполнении работы с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного законодателем срока, без учета суммирования, в связи с чем право у Феоктистова С.П. на пенсию по раннее действующему законодательству, также не возникло.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии" (утратило силу с 11 декабря 2012 года), в соответствии с которыми в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации ими прав на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях, не подлежит применению при оценке наличии права у истица на досрочную пенсию, в контексте изложенном истцом, поскольку в данном Постановлении речь идет об исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом от 27 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не о возможности назначения гражданину пенсии, которая предусматривалась утратившим силу нормативным актом.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, повторяют позицию истца, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 1 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Феоктистова Сергея Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.