Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-732/2020 (УИД: 38RS0022-01-2020-000676-93) по иску Горячевой Марины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области о признании решения незаконным в части, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно, по кассационной жалобе Горячевой Марины Ивановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горячева М.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области (далее по тексту также ГУ-УПФ РФ в Тайшетском районе Иркутской области) о признании решения незаконным в части, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно.
Требования мотивированы тем, что решением ответчика от 1 августа 2019 г. в назначении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. При этом в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены некоторые периоды работы, как не подтвержденные. Между тем, истец в спорные периоды, не включенные ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, работала в должности и в учреждении, которые давали ей право на назначение досрочно страховой пенсии по старости. Характеристика, специфика, условия осуществляемой работы, выполняемые функциональные обязанности не менялись, как не менялись цели и направления деятельности учреждений, в которых она осуществляла свою деятельность.
С учетом уточнения исковых требований, истец просила признать решение ответчика от 1 августа 2019 г. N незаконным в части не включения в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, следующих периодов ее работы:
- с 23 декабря 2004 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-З ГУИН Министерства юстиции России по Иркутской области;
- с 11 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г. и с 23 мая 2015 г. по 24 мая 2015 г. в должности фельдшера Юртинской городской больницы Тайшетской НРБ.
Обязать ГУ-УПФ РФ в Тайшетском районе Иркутской области включить в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, следующие периоды:
- с 23 декабря 2004 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-З ГУИН Министерства юстиции России по Иркутской области;
- с 11 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г. и с 23 мая 2015 г. по 24 мая 2015 г. в должности фельдшера Юртинской городской больницы Тайшетской ЦРБ.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 7 октября 2020 г. исковые требования Горячевой М.И. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Тайшетском районе Иркутской области от 1 августа 2019 г. N в части не включения периодов работы, возложив обязанность на ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), периоды работы Горячевой М.И. с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г. в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области, с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры процедурной медицинской части СИЗО-3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области; с 11 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г. включительно, с 23 мая 2015 г. по 24 мая 2015 г. включительно в должности фельдшера терапевтического участка Юртинской городской больницы Тайшетской ЦРБ.
В удовлетворении требований об обязании ответчика зачесть периоды работы истца с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г.; с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. в календарном исчислении, периоды работы с 11 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г, с 23 мая 2015 г. по 24 мая 2015 г. в льготном исчислении, как 01 год работы за 01 год 03 месяца - суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 февраля 2021 г. постановлено:
"решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 7 октября 2020 г. об удовлетворении исковых требований Горячевой Марины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области о признании незаконным решения от 1 августа 2019 г. N в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода работы с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г. в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области, с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры процедурной медицинской части СИЗО-3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области; о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы Горячевой Марины Ивановны с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г. включительно в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области, с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры процедурной медицинской части СИЗО-3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, отменить.
Принять по данному делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Горячевой Марины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области о признании незаконным решения от 1 августа 2019 г. N в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода работы с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г. в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области, с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры процедурной медицинской части СИЗО-3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области; о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы Горячевой Марины Ивановны с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г. в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области, с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры процедурной медицинской части СИЗО-3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области отказать.
В остальной части решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 7 октября 2020 г. оставить без изменения - апелляционную жалобу без удовлетворения".
В кассационной жалобе истец Горячева М.И. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 февраля 2021 г, как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение Тайшетского городского суда от 7 октября 2020г.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25 июля 2019 г. Горячева М.И. обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии досрочно.
Решением ГУ-УПФ РФ в Тайшетском районе Иркутской области от августа 2019 г. N Горячевой М.И. отказано в назначении пенсии, при этом в стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ засчитаны периоды: с 10 августа 1995 г. по 8 ноября 1996 г. в должности медицинской сестры Юртинской городской больницы Тайшетской ЦРБ; с 31 августа 1998 г. по 11 октября 2000 г. в должности медицинской сестры, с 12 октября 2000 г. по 1 июля 2004 г. в должности фельдшера в Юртинской городской больнице Тайшетской ЦРБ; с 12 марта 2010 г. по 10 апреля 2015 г, с 13 апреля 2015 г. по 22 мая 2015 г, с 25 мая 2015 по 24 июля 2019 г. в должности фельдшера в Юртинской городской больнице Тайшетской НРБ. Таким образом, стаж на соответствующих видах работ Горячевой М.И. составил 17 лет 0 месяцев 20 дней, при требуемом 25 лет, страховой стаж составил 24 года 11 месяцев 12 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2П - 26 лет 7 месяцев 23 дня, при требуемых 20 лет; индивидуальный пенсионный коэффициент составил 58, 856, при требуемом 16, 2.
Из трудовой книжки Горячевой М.И. N, заполненной 1 сентября 1992 г, следует, что в период с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г. она работала в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области. 18 января 2005г. ГУИН Минюста России по Иркутской области преобразован в Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, с 1 января 2009 г. переведена в данном учреждении на должность медицинской сестры процедурной медицинской части, 11 марта 2010 г. - уволена по собственному желанию; с 12 марта 2010 г. принята по срочному трудовому договору фельдшером, 12 июня 2010 г. переведена фельдшером терапевтического участка, 1 января 2012 г. на основании Постановления администрации Тайшетского района муниципальное лечебно-профилактическое учреждение переименовано в муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Юртинская городская больница"; 1 января 2013 г. на основании распоряжения министерства здравоохранения Иркутской области муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Юртинская городская больница" переименована в Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Юртинская городская больница", где работает по настоящее время.
Кроме того, факт работы истца с 15 июля 2004 г. по 22 декабря 2004 г, с 23 декабря 2004 г. по 9 марта 2010 г. Горячева М.И. в должности медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, медицинской части N (СИЗО-3) ГУИН Минюста России по Иркутской области подтверждается уточняющей справкой от 23 мая 2019 г. ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Иркутской области, приказами, должностной инструкцией, штатным расписанием, служебной карточкой.
Факт работы Горячевой М.И. в Тайшетской районной больнице в спорный период подтверждается справкой, уточняющей период и характер работы.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Горячевой М.И. о включении периодов ее работы с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г. в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-З ГУИН Минюста России по Иркутской области; с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры процедурной медицинской части СИЗО-3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области; в должности фельдшера Юртинской городской больницы Тайшетской ЦРБ с 11 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г, с 23 мая 2015 г. по 24 мая 2015 г. в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд исходил из того, что в спорные периоды истец не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, спорные периоды имели место в период работы истца в учреждениях и должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предшествующие и последующие не зачтенным периодам работы в должности фельдшера в Юртинской городской больнице Тайшетской ЦРБ, которые зачтены пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Придя к выводу о незаконности не включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд признал незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Тайшетском районе от 1 августа 2019 г. N в части не включения в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периодов работы Горячевой М.И. с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г. в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области; с 1 сентября 2009 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры процедурной медицинской части СИЗО-З Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области; в должности фельдшера Юртинской городской больницы Тайшетской ЦРБ с 11 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г, с 23 мая 2015 г. по 24 мая 2015 г.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Тайшетском районе Иркутской области, согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы истца в должности фельдшера Юртинской городской больницы Тайшетской ЦРБ с 11 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г, с 23 мая 2015 г. по 24 мая 2015 г, оставив в этой части решение суда первой инстанции без изменения.
Решение суда в этой части сторонами не обжалуется и в соответствии с положениями части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда кассационной инстанции.
Решение суда первой инстанции в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008г. в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области, с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010г. в должности медицинской сестры процедурной медицинской части СИЗО-3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области; о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы Горячевой Марины Ивановны с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г. включительно в должности медицинской сестры медицинской части СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области, с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. в должности медицинской сестры процедурной медицинской части СИЗО-3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, отменено. Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, действующая на день подачи заявления истцом в органы Пенсионного фонда).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Список от 29 октября 2002 г. N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими Списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанном в соответствующем перечне структурных подразделений и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Установив, что медицинская часть СИЗО-3 ГУИН Минюста России по Иркутской области, медицинская часть СИЗО-3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не относились по своему организационно-правовому статусу к учреждениям здравоохранения, поскольку входят в структуру органов исполнения наказания, в связи с чем не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца о включении спорных периодов работы истца с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. - в стаж истца на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета также не подтверждено, что в периоды с 23 декабря 2004 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 11 марта 2010 г. истец работала на работах с особыми условиями труда, работодателем поданы сведения как обычные условия труда. Допустимых письменных доказательств, опровергающих указанные сведения, в материалы дела не представлено.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Горячевой Марины Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.