Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-565/2021 (УИД 75RS0015-01-2021-000761-76) по иску Федосова Сергея Валентиновича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) о включении в льготный стаж периодов трудовой деятельности, по кассационной жалобе Федосова Сергея Валентиновича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федосов Сергей Валентинович (далее - Федосов С.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее - УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное), ответчик) о включении в льготный стаж периодов трудовой деятельности.
В обоснование своих требований указывал на то, что Федосов С.В. работает в ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж" на условиях внешнего совместительства в должности преподавателя физической культуры.
Федосов С.В. обратился в УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о внесении периодов работы в ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж" с 1 сентября 2015 г. по 20 июня 2016 г, с 1 сентября 2016 г. по 29 июня 2017 г, с 1 сентября 2017 г. по 29 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 июня 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 26 июня 2020 г, с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г. в качестве преподавателя физической культуры в специальный педагогический стаж.
Согласно ответу УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от 26 января 2021 г. Федосову С.В. отказано в удовлетворении заявления о включении периодов работы в специальный стаж по основаниям, предусмотренным пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием правовых оснований.
Федосов С.В. с отказом ответчика не согласен.
Федотов С.В. просил суд обязать УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) включить в специальный стаж Федосова С.В. периоды работы в ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж" с 1 сентября 2015 г. по 20 июня 2016 г, с 1 сентября 2016 г. по 29 июня 2017 г, с 1 сентября 2017 г. по 29 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 июня 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 26 июня 2020 г, с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г. в качестве преподавателя физической культуры.
Решением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 1 июня 2021 г. исковые требования Федосова С.В. удовлетворены. На УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Федосова С.В. по основаниям, предусмотренным пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следующие периоды работы в должности преподавателя физической культуры ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж": с 1 сентября 2015 г. по 20 июня 2016 г, с 1 сентября 2016 г. по 29 июня 2017 г, с 1 сентября 2017 г. по 29 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 июня 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 26 июня 2020 г, с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г. решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 1 июня 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Федосова С.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Федосов С.В. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2022 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 28 декабря 2020 г. Федосов С.В. обратился УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о внесении периодов работы в ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж" с 1 сентября 2015 г. по 20 июня 2016 г, с 1 сентября 2016 г. по 29 июня 2017 г, с 1 сентября 2017 г. по 29 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 июня 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 26 июня 2020 г, с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г. в качестве преподавателя физической культуры в специальный педагогический стаж.
Согласно ответу УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от 26 января 2021 г. Федосову С.В. отказано в удовлетворении заявления о включении периодов работы в специальный стаж по основаниям, предусмотренным пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, так как выпиской из индивидуального лицевого счета вышеуказанные периоды работы не подтверждаются как льготный стаж. Данные по ставке и часам за вышеуказанные периоды работы отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды его работы с 1 сентября 2015 г. по 20 июня 2016 г.; с 1 сентября 2016 г. по 29 июня 2017 г.; с 1 сентября 2017 г. по 29 июня 2018 г.; с 3 сентября 2018 г. по 28 июня 2019 г.; с 2 сентября 2019 г. по 26 июня 2020 г.; с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г. При этом суд первой инстанции исходил из того, что Федосовым С.В. в указанные спорные периоды была выполнена норма часов работы за ставку заработной платы в ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж" и что истец выполнял установленную педагогическую нагрузку при осуществлении педагогической деятельности с обучающимися более 50% в возрасте до 18 лет.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Федосов С.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (персонифицированного учета) с 12 июня 2000 г.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Федосова С.В, отражены периоды работы в ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж" с 1 сентября 2014 г. по 26 июня 2015 г, с 1 сентября 2015 г. по 20 июня 2016 г, с 1 сентября 2016 г. по 29 июня 2017 г, с 1 сентября 2017 г. по 29 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 июня 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г, как периоды работы с нормальными условиями труда. Данные по ставке и часам отсутствуют. Сведениями индивидуального (персонифицированного) учета льготная работа Федосова С.В. не подтверждается.
Из представленных ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж" сведений об обучающихся следует, что количество обучающихся, не достигших возраста 18 лет за период с 2014 года про 2021 год, по колледжу в целом составило менее 50%.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции об учете сведений о количестве обучающихся в возрасте до 18 лет по группам, в которых вел образовательную деятельность Федосов С.В, поскольку в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет (а не в конкретных группах).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) в редакции от 06 марта 2019 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются в том числе:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
Должность "преподаватель" и учреждение "колледжи всех наименований" предусмотрены Списком от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно пункту 14 Правил N 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются периоды работы с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Таким образом, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781 наряду со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвердило Правила исчисления периодов такой работы. Указанные акты применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Пункт 14 Правил N 781 направлен на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, т.е. в учреждениях, основной контингент обучающихся в которых составляют лица в возрасте до 18 лет. Установленное правовое регулирование распространяется на всех лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, указанных в данной норме.
Поскольку представленными доказательствами не было подтверждено наличие такого юридически значимого обстоятельства, как обучение в образовательном учреждении с 2015 года по 2021 год не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы в ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж" с 1 сентября 2015 г. по 20 июня 2016 г, с 1 сентября 2016 г. по 29 июня 2017 г, с 1 сентября 2017 г. по 29 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 июня 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 26 июня 2020 г, с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г. в должности преподавателя физической культуры являются законными и обоснованными.
Доказательств, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции в данной части, истцом не представлено.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью второй названной статьи установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Характер работы показаниями свидетелей в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, которыми определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 43).
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н.
На основании пункта 4 раздела II указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что основным документом, подтверждающим льготный характер работы истца в спорные периоды, после принятия Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с данным Федеральным законом помимо трудовой книжки являются сведения из индивидуального (персонифицированного) учета (выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица), тогда как сведения за спорные периоды истца представлены работодателем без указания кода льготной работы, что свидетельствует о не подтверждении работодателем права истца на включение периодов работы в специальный стаж, в связи с чем вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федосова Сергея Валентиновича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.