Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи гражданское дело N 2-2855/2021, УИД: 19RS0001-02-2021-003128-14 по иску Кузнецовой Ольги Владимировны к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения", Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, об обязании назначить и произвести выплату единовременного пособия при рождении ребенка, по кассационной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 июля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 октября 2021г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, пояснения представителя Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия Хомченко Е.О, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузнецова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Абакана" (далее по тексту также ГКУ РХ "УСПН г. Абакана") о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка.
Требования мотивированы тем, что Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту также Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ) предусмотрена выплата единовременного пособия в связи с рождением ребенка по месту работы одного из родителей. При обращении в Управление социальной поддержки г.Абакана с заявлением о назначении указанной выплаты ей было отказано в его удовлетворении, поскольку отец ребенка является учредителем и фактическим руководителем общества с ограниченной ответственностью "Ваш дом" (далее по тексту также ООО "Ваш дом"), в связи с чем ей следует обратиться за данной выплатой по месту его работы. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку ООО "Ваш дом" хозяйственную деятельность не ведет, ее супруг руководителем общества не является, трудовой договор с ним не заключен. Ввиду того, что ни один из родителей не трудоустроен, полагает, что единовременную выплату должны произвести органы социальной защиты населения.
Определением суда от 21 мая 2021г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее по тексту также ГУ РО ФСС по Республике Хакасия).
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 июля 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 октября 2021 г. исковые требования удовлетворены. На Государственное учреждение - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия возложена обязанность произвести начисление и выплату единовременного пособия при рождении ребенка К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Исковые требования Кузнецовой Ольги Владимировны к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения", об обязании назначить и произвести выплату единовременного пособия при рождении ребенка, оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия Шерман Е.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных и принятии нового постановления, не передавая дело на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы ГКУ РХ "УСПН г. Абакана" принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения допущены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кузнецова О.В. и С. приходятся родителями К, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Кузнецова О.В. обратилась в Управление социальной поддержки г. Абакана с заявлением о назначении и выплате ей единовременного пособия при рождении ребенка, в удовлетворении которого решением от 16 ноября 2020 г. ей отказано на основании пункта 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. Nн (в случае, если один из родителей работает, а второй родитель не работает, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы родителя).
Письмом ГУ РО ФСС по Республике Хакасия за исх. N от 23 апреля 2021 г. С. уведомлен об отсутствии правовых оснований для назначения и выплаты ему единовременного пособия при рождении ребенка, в связи с отсутствием между ним и ООО "Ваш Дом" трудовых отношений по трудовому договору.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Ваш Дом" 24 июня 2013 г. зарегистрировано в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением единственного учредителя ООО "Ваш Дом" исполнение обязанностей директора с правом подписи финансовых документов возложено на неопределенный срок на С, являющегося единственным учредителем организации.
Из пункта 9 Устава ООО "Ваш Дом" следует, что единоличным исполнительным органом общества является директор, который осуществляет общее руководство деятельностью общества, действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей" пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. Указал, что единовременное пособие, назначаемое при рождении ребенка, необходимо семье Кузнецовой О.В. для поддержания ее материального благополучия и достойного уровня жизни, и поскольку она и С. относятся к категории застрахованных лиц, которым назначается такое пособие, то исковые требования Кузнецовой О.В. подлежат удовлетворению в отношении ответчика - ГУ РО ФСС по Республике Хакасия.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как в социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
Система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, источники средств на их выплату, условия и порядок выплаты предусмотрены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", согласно положениям абзаца второго части 1 статьи 4, абзаца второго статьи 6, статьи 9 и абзаца второго части 1 статьи 13 которого право на получение государственных пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет), имеют граждане, подлежащие государственному социальному страхованию (обязательному социальному страхованию).
Как следует из содержания пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Частью 2 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрено, что подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом лица, являются застрахованными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является единовременное пособие при рождении ребенка (пункт 4 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ).
Как установлено частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей" утверждены Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, согласно пункту 27 которых лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы.
В случае если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы родителя.
Поскольку на момент рождения ребенка Кузнецова О.В. не работала, а отец ребенка, С, являясь учредителем и директором ООО "Ваш дом", являлся застрахованным лицом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, следовательно, он имел право на получение указанного единовременного пособия по месту своей работы - в ООО "Ваш дом".
Страхователи (работодатели) обязаны уплачивать в установленные сроки в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ), выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г..N 255-ФЗ, согласно части 1 которой страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 названного закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г..N 255-ФЗ, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г..N 255-ФЗ, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2). В соответствии с пунктом 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г..N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 названной статьи. В силу пункта 4 статьи 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г..N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ предусмотрено, что застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.
Судами первой и апелляционной инстанции указанные выше положения норм права, регулирующие спорные правоотношения, во внимание приняты не были, и как следствие, не были установлены обстоятельства имеющие значение для дела.
С учетом характера спорных правоотношений, судебным инстанциям следовало установить, осуществляло ли ООО "Ваш дом" начисление и выплату Кузнецовой О.В. или К. единовременного пособия при рождении ребенка, обращалось ли ООО "Ваш дом" за необходимыми средствами на выплату указанного пособия в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации, выделял ли территориальный орган страховщика ООО "Ваш дом" необходимые средства на выплату страхового обеспечения, если нет, то в связи с чем было отказано в производстве указанной выплаты, осуществляло ли ООО "Ваш дом" финансово-хозяйственную деятельность, имело ли ООО "Ваш дом" на счетах в кредитных организациях денежные средства, достаточные для выплаты указанного единовременного пособия, в связи с недостаточностью денежных средств на счете в кредитной организации, устанавливался ли факт отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем указанных пособий застрахованному лицу.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены в данной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 июля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 октября 2021 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.