Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-216/2021 по административному исковому заявлению Алимурадова Рамазана Пашаевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 29 сентября 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, судебная коллегия
установила:
Алимурадов Р.П. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" (далее ГБУ РД "Дагтехкадастр", Учреждение, административный ответчик) от 30 апреля 2021 г. об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности произвести пересчет кадастровой стоимости земельного участка исходя из вида его разрешенного использования "для автомобильного транспорта".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на ошибочное установление при определении кадастровой стоимости земельного участка вида его разрешенного использования "Под паркинги и открытые рынки" с отнесением к сегменту "Предпринимательство", тогда как с 2017 г. видом разрешенного использования земельного участка является вид "Для автомобильного транспорта", что соответствует сегменту "Транспорт". В удовлетворении заявления о пересчете кадастровой стоимости оспариваемым решением ему было отказано.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение ГБУ РД "Дагтехкадастр" от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" На ГБУ РД "Дагтехкадастр" возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести пересчет кадастровой стоимости земельного участка исходя из вида его разрешенного использования "Для автомобильного транспорта".
В апелляционной жалобе ГБУ РД "Дагтехкадастр" просило решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (здесь и далее в редакции, действовавшей в юридически значимый период), бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка (часть 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).
Согласно части 3 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке с обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке в результате рассмотрения заявления бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 24 августа 2017 г. по 25 сентября 2019 г. в собственности административного истца находился земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты".
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 29 770 759, 53 руб. была определена ГБУ РД "Дагтехкадастр" в соответствии с полномочиями, предоставленными Постановления Правительства Республики Дагестан от 29 июня 2018 г. N 77 "О государственном бюджетном учреждении Республики Дагестан "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке".
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка были утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. N 500 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан", вступившим в законную силу 1 января 2020 г.
Из ответа ГБУ РД "Дагтехкадстр" от ДД.ММ.ГГГГ г. на обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что кадастровая стоимость земельного участка была определена исходя из среднерыночного значения стоимости земельного участка для размещения объектов торговли в размере 4 164, 33 руб./кв.м, имеющего вид разрешенного использования "Под паркинги и открытые рынки", относящегося к подгруппе "04.030. Рынки. Размещение ОКС, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар)" группы "Предпринимательство" сегмента рынка объектов недвижимости "Рынок земельных участков общественно-делового назначения".
ДД.ММ.ГГГГ. Алимурадов Р.П. обратился в ГБУ РД "Дагтехкадстр" с заявлением о перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" в связи с допущенной при проведении кадастровой оценки единичной технической и/или методологической ошибкой. В обоснование обращения указал, что кадастровую стоимость объекта следовало определить исходя из вида его разрешенного использования "Для автомобильного транспорта" и сегмента рынка "Транспорт".
По результатам рассмотрения указанного обращения решением ГБУ РД "Дагтехкадастр" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Алимурадову Р.П. отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка в связи с отсутствием ошибок при определении кадастровой стоимости.
Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение по обращению административного истца об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, принято ГБУ РД "Дагтехкадастр" в пределах полномочий, определенных статьей 21 Закона о государственной кадастровой оценке, обращение административного истца разрешено в срок, установленный частью 16 статьи 21 названного Закона, ответ на обращение подписан исполняющим обязанности руководителя учреждения.
Удовлетворяя исковые требования и признавая необоснованными действия административного ответчика, выразившиеся в вынесении решения об отказе в удовлетворении заявления о пересчете кадастровой стоимости, суд первой инстанции сослался на использование при определении кадастровой стоимости земельного участка недостоверных сведений о виде его разрешенного использования, в частности кадастровая стоимость земельного участка определена из вида разрешенного использования "Под паркинги и открытые рынки" с отнесением к подгруппе "04.030. Рынки. Размещение ОКС, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар)" группы "Предпринимательство" сегмента рынка объектов недвижимости "Рынок земельных участков общественно-делового назначения" и необоснованности отказа в ее пересчете.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объектов недвижимости, определяется на основе ценообразующих факторов в соответствии с данным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 (далее Методические указания) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости.
В силу пункта 1.10 Методических указаний земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
Из материалов административного дела следует и установлено судом первой инстанции, что спорному земельному участку при его постановке на кадастровый учет 7 июля 2017 г. был присвоен вид разрешенного использования "Под паркинги и открытые рынки". Кадастровая стоимость была определена в размере 44 031 763, 35 руб. на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ г. в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид "Для автомобильного транспорта", с пересчетом кадастровой стоимости и установлении в размере 2 304 551, 65 руб.
Оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при проведении государственной кадастровой оценки спорного земельного участка ГБУ РД "Дагтехкадастр" были использованы недостоверные сведения об объекте оценки, использованные при определении его кадастровой стоимости, а именно: спорный объект недвижимости необоснованно отнесен к виду разрешенного использования "Под паркинги и открытые рынки".
Проанализировав положения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, действовавшего на дату определения кадастровой стоимости, Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412, действовавшего на дату вынесения оспариваемого решения бюджетного учреждения, судом первой инстанции сделан вывод, что вид разрешенного использования земельного участка "Для автомобильного транспорта" отнесен к подгруппе "Автомобильный транспорт" (7.2) группы видов разрешенного использования "транспорт" (7.0).
С учетом установленных судом обстоятельств, а именно изменения вида разрешенного использования земельного участка в 2017 г, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ г, постановлением администрации городского округа "город Дербент" от 9 октября 2017 г. N 527, спорный земельный участок должен был быть отнесен к группе видов разрешенного использования исходя из его вида разрешенного использования "Для автомобильного транспорта".
Исходя из изложенного, оспариваемое решение ГБУ РД "Дагтехкадастр" является незаконным, нарушает права административного истца, так как влечет для него обязанность оплаты земельного налога, исходя из неправильно определенной кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает. Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 29 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.