Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1639/2021 (УИД N 23OS0000-01-2021-001094-33) по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" о признании недействующими отдельных положений приказа департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2020 г. N 331/2020-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду"
по апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" на решение Краснодарского краевого суда от 19 октября 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С, объяснения представителя государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" Чемерис Т.П, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края Уланова Р.А, выслушав заключение прокурора Кондрашовой И.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2020 г. N 331/2020-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду" (далее - приказ от 11 декабря 2020 г. N 331/2020-вк) для ремонтно-эксплуатационного управления (далее - РЭУ) "Троицкий групповой водопровод", РЭУ "Ейский групповой водопровод" и РЭУ "Таманский групповой водопровод" государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" (далее - ГУП КК "Кубаньводкомплекс", предприятие) на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г. в сфере холодного водоснабжения установлены тарифы на питьевую воду (приложение N 1 к постановлению); утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов с использованием метода индексации (приложение N 2 к постановлению); утверждены производственные программы (приложения N 3, N 4, N 5 к постановлению).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. N 620 региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края переименована в департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее также - департамент, тарифный орган, орган регулирования).
ГУП КК "Кубаньводкомплекс" обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском о признании недействующим приказа от 11 декабря 2020 г. N 331/2020-вк в части не включения в тариф расходов на 2021 г. по статье "Расходы на охрану труда" (психиатрическое освидетельствование) в размере 235, 36 тыс. руб. с последующей индексацией данных расходов на 2022-2025 г.г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в ходе рассмотрения заявления от 30 апреля 2020 г. об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения ГУП КК "Кубаньводкомплекс" 29 октября 2020 г. дополнительно заявило о расходах по статье "Охрана труда" (психиатрическое освидетельствование) для РЭУ "Таманский групповой водопровод", в качестве оснований для включения данных затрат в тариф представило в орган регулирования расчет тарифа, расшифровку затрат по данной статье, копию договора от 17 июня 2019 г. N 827847 об оказании услуг психиатрического освидетельствования, поименный список лиц, подлежащих обязательным периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям), представление Крымского межрайонного прокурора от 15 сентября 2020 г. о необходимости устранения нарушений требований законодательства, однако, тарифным органом не приняты в расчет данные затраты в связи с необоснованностью. Размер необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) определен органом регулирования с нарушением законодательства, установленные размеры тарифов не позволяют обеспечить нормальное функционирование предприятия и осуществление регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Решением Краснодарского краевого суда от 19 октября 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ГУП КК "Кубаньводкомплекс", ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов департаментом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела и тарифного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого акта недействующим.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. N 1154-э (далее - Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Таким исполнительным органом государственной власти в Краснодарском крае является департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края (до переименования - Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края).
В соответствии пунктом 1.2 Положения о Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. N 652, Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края осуществляет государственное регулирование тарифов, в том числе в сфере водоснабжения.
ГУП КК "Кубаньводкомплекс" осуществляет деятельность в сфере питьевого водоснабжения на территории Краснодарского края на основе утвержденных органом регулирования тарифов.
30 апреля 2020 г. ГУП КК "Кубаньводкомплекс" обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на холодную воду на 2021-2025 г.г. для магистральных сетей РЭУ "Троицкий групповой водопровод", РЭУ "Ейский групповой водопровод" и РЭУ "Таманский групповой водопровод". Дело об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения открыто с применением метода индексации.
29 октября 2020 г. предприятие дополнительно заявило о расходах по статье "Охрана труда" (психиатрическое освидетельствование) для РЭУ "Таманский групповой водопровод" в сумме 235, 36 тыс. руб. на 2021 г, представило в орган регулирования в качестве оснований для включения затрат в тариф расчет тарифа, расшифровку затрат по данной статье, копию договора от 17 июня 2019 г. N 827847 об оказании услуг психиатрического освидетельствования, заключенного с ООО Центром медицинских осмотров "Симплекс", поименный список лиц, подлежащих обязательным периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям), представление Крымского межрайонного прокурора от 15 сентября 2020 г. о необходимости устранения нарушений требований трудового законодательства.
Экспертной группой проведена экспертиза представленных предприятием документов. По результатам проверки предложений по установлению тарифов рассчитаны экономически обоснованные тарифы и подготовлено экспертное заключение от 11 декабря 2020 г. N 331/2020-вк.
Принятым единогласно на заседании тарифного органа посредством открытого голосования приказом от 11 декабря 2020 г. N 331/2020-вк для РЭУ "Троицкий групповой водопровод", РЭУ "Ейский групповой водопровод" и РЭУ "Таманский групповой водопровод" ГУП КК "Кубаньводкомплекс" на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г. в сфере холодного водоснабжения установлены тарифы на питьевую воду; утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов с использованием метода индексации и утверждены производственные программы.
Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
В силу пунктов 12, 13, 16 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении тарифов и материалов, представленных в обоснование этих предложений.
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 25 Правил регулирования тарифов и пункт 15 Регламента).
Согласно статье 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины НВВ.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования НВВ признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных
средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Из материалов дела следует, что НВВ на 2021 г. РЭУ "Таманский групповой водопровод" ГУП КК "Кубаньводкомплекс" заявлена в размере 389 767, 20 тыс. руб, принято 205 212, 48 тыс. руб, отклонено 184 554, 72 тыс. руб.
Предприятием по статье "Расходы на охрану труда" РЭУ "Таманский групповой водопровод", в том числе, оценка профессиональных рисков, производственный контроль, психиатрическое освидетельствование, энтомологическое обследование, на 2021 г. заявлено 5 000, 67 тыс. руб.
По результатам анализа фактических расходов за 2019 г, плановых расходов на 2021 г. с применением прогнозных индексов потребительских цен на 2020-2021 г.г. к стоимости товаров и услуг на численность работников филиала тарифным органом принято 3 121, 28 тыс. руб, из состава затрат исключены расходы в размере 1 879, 29 тыс. руб, в том числе на оценку профессиональных рисков в сумме 239, 82 тыс. руб, производственный контроль в сумме 156, 26 тыс. руб, энтомологическое обследование в сумме 168, 48 тыс. руб, психиатрическое освидетельствование в сумме 235, 36 тыс. руб.
Отклонение расходов на психиатрическое освидетельствование обусловлено исключением заявленных затрат в связи с необоснованностью их стоимости и не предоставлением предприятием обосновывающих материалов.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе, копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату (подпункт "г"); расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (подпункт "е"); копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок (подпункт "л"); копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования (подпункт "о").
В нарушение пункта 17 Правил регулирования тарифов предприятием не представлены тарифному органу обосновывающие материалы - документы, подтверждающие величину расходов на психиатрическое освидетельствование, в связи с чем у органа регулирования отсутствовала возможность самостоятельно провести полный анализ указанных расходов и включить данные затраты в состав тарифа.
Представленные предприятием сведения не являются документами, подтверждающими расходы по спорной статье и не подтверждают экономическую обоснованность заявленных затрат.
В соответствии с положениями статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан в том числе обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Из положений статьи 213 ТК РФ следует, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные данной статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний заболеваний и факторов риска их развития и не требует согласия обследуемого (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Психиатрическое освидетельствование, которое проводится в силу части 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 по просьбе или с согласия обследуемого, является видом медицинского освидетельствования и направлено на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (части 1 статьи 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу статьи 23 Закона российской Федерации Закон от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическое освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия обследуемого на его проведение.
В силу пункта 38 приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", действовавшего до 1 апреля 2021 г, в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 14-1/3069356-3176 в случае выявления в ходе проведения предварительного и периодического обязательного медицинского осмотра врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".
В соответствии с пунктом 2 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695, освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (пункт 4).
В соответствии с пунктом 5 указанных правил освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет (пункт 5).
В соответствии с пунктами 5, 11 и 41 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 ТК РФ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия. Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию, в которой проводится предварительный осмотр, следующие документы: решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Согласно представленной тарифному органу расшифровке затрат по статье "Охрана труда" (психиатрическое освидетельствование) предприятием произведен расчет исходя из 128 профессий работников, цены по договору 2020 г. и договора от 17 июня 2019 г. N 827847.
Согласно договору от 17 июня 2019 г. N 827847, заключенному между ООО Центр медицинских осмотров "Симплекс" и ГУП КК "Кубаньводкомплекс", общество принимает на себя обязательство на оказание услуг по проведению обязательного психиатрического освидетельствования, цена договора составляет 8 500 рублей за единицу.
В силу пунктов 1.2. и 1.3. договора перечень, объем услуг, описание, технические характеристики, иная необходимая информация, место и сроки оказания услуг определены в Техническом задании (приложение N 2 к договору), согласно пункту 9 которого срок оказания услуг составляет 10 рабочих дней со дня заключения договора.
Договор вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторон (пункт 9.1. договора).
Истечение срока действия договора влечет прекращение обязательств (пункт 9.2. договора).
Данный договор с указанием стоимости услуги по психиатрическому освидетельствованию не является достаточным обоснованием расчета предприятием затрат по указанной статье, поскольку стоимость такой услуги определена исполнителем без учета требований пункта 4 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695, согласно которому такое освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.
ГБУ КК "Кубаньводкомплекс" не представлены материалы о том, что в ООО Центр медицинских осмотров "Симплекс" управлением здравоохранения Краснодарского края создана комиссия, полномочная принимать решения в соответствии с Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками.
Предприятием не представлены органу регулирования сведения о количестве работников, подлежащих психиатрическому освидетельствованию в связи с истечением пятилетнего срока со времени предварительного психиатрического обследования при поступлении на работу, о количестве сотрудников, нуждающихся в психиатрическом освидетельствовании по результатам медицинского осмотра, либо о количестве лиц, направленных предприятием на проведение психиатрического освидетельствования, или о количестве работников, выразивших свое согласие на психиатрическое освидетельствование.
Фактически расходы по данной статье не осуществлялись, документы о проведении психиатрического освидетельствования работников тарифному органу не представлены.
При отсутствии достоверных данных об объеме услуг по психиатрическому освидетельствованию работников предприятие не представило материалы, обосновывающие возможность проведения ООО Центр медицинских осмотров "Симплекс" психиатрического освидетельствования и стоимость услуг по психиатрическому освидетельствованию работников.
Учитывая данные обстоятельства, административный ответчик не имел возможности выполнить детальный расчет расходов, в разрезе каждого вида проводимого медицинского осмотра (с учетом специфики профессий, периодичности прохождения и численности персонала), поскольку имеющиеся в материалах тарифного дела документы не позволяли определить экономически обоснованный плановый размер расходов и сделать вывод об обоснованности и целесообразности расходов, связанных с психиатрическим освидетельствованием работников.
Согласно пункту 4 Регламента в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Предоставление необходимых документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств, лежит на регулируемой организации (пункт 13 Регламента).
Вопреки доводам административного истца отсутствие предложения тарифного органа представить дополнительные материалы не свидетельствует о нарушении принципов соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения, а также практики оценки обосновывающих материалов, и не создает непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Законодательством не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, отсутствие которых не является непреодолимым препятствием для установления тарифа. Приведенное полномочие является правом тарифного органа, непринятие мер к реализации которого не может свидетельствовать о нарушении процедуры принятия оспариваемого правового акта.
ГУП КК "Кубаньводкомплекс", являясь профессиональным участником рынка водоснабжения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что органом регулирования проверка проведена не произвольно, без изменения правовой позиции по оценке достаточности объема доказательств подтверждения расходов.
При наличии у предприятия выпадающих расходов, в силу положений пункта 15 Основ ценообразования, оно не лишено права заявить их, не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Тарифным органом приведено обоснование со ссылками на правовые нормы, на основании которых органом регулирования тарифов принято решение об исключении оспариваемых затрат, что позволяет проверить обоснованность определения размера тарифа и не свидетельствует о произвольном установлении тарифов регулирующим органом.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции, установив все обстоятельства, дав оценку правомерности действий регулирующего органа, пришел к верным выводам, что оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере водоснабжения, имеющих большую юридическую силу, подход, примененный тарифным органом является законным и правильным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства. При этом суд на основании представленных сторонами доказательств дал надлежащую оценку доводам административного истца по существу спора относительно показателей, составляющих элементы оспариваемого тарифа.
Несогласие истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
Ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что средства на прохождение периодических медицинских осмотров работников с участием врача-психиатра учтены при установлении тарифов, в связи с чем включение в состав затрат на психиатрическое освидетельствование противоречит нормам действующего законодательства, не влечет отмены судебного акта.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчет органа регулирования не противоречит принципам государственного регулирования цен, не свидетельствует о наличии неоправданно широкой дискреции тарифного органа при установлении оспариваемых тарифов, не являющихся произвольными, в связи с отсутствием правового и экономического обоснования затрат.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 19 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.