Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2022 г. по делу N 16-146/2022-
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" Солодянкиной Н.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решением судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал", предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник КГУП "Камчатский водоканал" Солодянкина Н.В. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника КГУП "Камчатский водоканал" Солодянкиной Н.В, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является нарушение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из части 1 и 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации следует, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Из положений частей 1 и 2 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Статья 55 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка согласованная с прокуратурой Камчатского края соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении КГУП "Камчатский водоканал" по местам фактического осуществления деятельности, в том числе на выпуске сточных вод N "Волна", расположенном по "адрес".
КГУП "Камчатский водоканал" осуществляет эксплуатацию объекта II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта N).
Сброс сточных вод в "адрес" через выпуск N "Волна" осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование N от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края.
По объекту N (II категория) имеется декларация о воздействии на окружающую среду, к которой прилагаются расчеты нормативно допустимых сбросов по выпуску N "Волна".
ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в присутствии представителя КГУП "Камчатский водоканал" проведено обследование выпуска сточных вод N "Волна", в ходе которого установлено, что КГУП "Камчатский водоканал" в "адрес" осуществляется сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод (очистные сооружения отсутствуют) через заглубленный выпуск N "Волна". В ходе проверки с участием экспертной организации произведен отбор сточных вод из канализационного колодца, последнего перед сбросом сточных вод в водный объект, природных вод поверхностного водного объекта "адрес", в месте сброса сточных вод, в 10 метрах вверх по течению от места сброса сточных вод, в 20 метрах ниже по течению от места сброса сточных вод. В ходе анализа сточных вод установлено превышение допустимых значений, содержащихся в расчете нормативов допустимых сбросов декларации о воздействии.
Аналогичные превышения имеются в пробах, отобранных в ходе внеплановой проверки 16 и ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки N.
Таким образом, КГУП "Камчатский водоканал" осуществляло сброс сточных вод с превышением максимальных значений загрязняющих веществ, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду, что является нарушением части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 4 статьи 35, пункта 2 части 2 статьи 39, части 1 статьи 44, части 2 статьи 55, части 4 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Допущенные КГУП "Камчатский водоканал" нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что КГУП "Камчатский водоканал" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но предприятием не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие КГУП "Камчатский водоканал" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей предприятием не представлено.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о допущенных нарушениях части 6 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившееся в привлечении к участию в проверке сотрудников филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Камчатскому краю, состоящего в гражданско-правовых отношениях с предприятием, подлежат отклонению, о чем верно указали судебные инстанции, поскольку наличие у КГУП "Камчатский водоканал" задолженности перед ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" не свидетельствует о невозможности участия экспертов указанного бюджетного учреждения в контрольно-проверочных мероприятиях в отношении предприятия.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Вопреки доводам жалобы, с учетом характера совершенного КГУП "Камчатский водоканал" административного правонарушения, оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В жалобе защитник излагает иные обстоятельства совершенного административного правонарушения, которые противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Аналогичные доводы, включая о том, что процедура отбора проб проведена с нарушениями, неверно установлены время и место административного правонарушения, внеплановая выездная проверка проведена с нарушением требований части 6 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ, были предметом проверки судебных инстанций, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях КГУП "Камчатский водоканал" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено КГУП "Камчатский водоканал" с применением положений установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 4 статьи 8.13 названного Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении КГУП "Камчатский водоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Солодянкиной Н.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.