Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" Черновой Анастасии Александровны на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 декабря 2020 года N 22-196/2020, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 апреля 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 2 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 декабря 2020 года N 22-196/2020 Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 550 000 рублей.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 апреля 2021 года постановление должностного лица изменено, сумма штрафа снижена до 250 000 рублей.
Решением судьи Камчатского краевого суда от 2 июня 2021 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 декабря 2020 года N 22-196/2020 и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 апреля 2021 года изменены, из описательно-мотивировочной части постановления и решения исключено указание на признание в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность КГУП "Камчатский водоканал", повторное совершение однородного административного правонарушения.
Защитник КГУП "Камчатский водоканал" Чернова А.А. обратилась с жалобой в Девятый кассационный суд общей юрисдикции на вышеуказанные судебные акты в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой просит постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учётом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1).
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учётом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Из представленных материалов следует, что решением Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 3 апреля 2017 года N "данные изъяты" "Камчатский водоканал" в пользование предоставлен водный объект - ручей Крутобереговый (1-я Крутоберегая) для сброса сточных вод.
Выпуск N 28 "Заозерный" является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду II категории, код объекта "данные изъяты"
1 октября 2020 года в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора поступила информация о загрязнении прибрежных морских вод Халактырского пляжа Тихого океана. По поступившей информации проведён анализ юридических лиц, деятельность которых осуществляется в границах водоохранных зон водных объектов, впадающих в Авачинский залив Тихого океана. Установлено, что одним из таких хозяйствующих субъектов является КГУП "Камчатский водоканал", который эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду II категории.
Приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 6 октября 2020 года N "данные изъяты" в отношении КГУП "Камчатский водоканал" назначено проведение внеплановой выездной проверки.
В ходе проверки установлено, что Предприятие эксплуатирует объект, расположенный в границах водоохранной зоны, не оборудованный сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляя в нарушение экологических требований через выпуск N 28 "Заозерный" сброс сточных вод с превышением нормативов, установленных для объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения КГУП "Камчатский водоканал" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения КГУП "Камчатский водоканал" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия КГУП "Камчатский водоканал" правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях КГУП "Камчатский водоканал" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения КГУП "Камчатский водоканал" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание КГУП "Камчатский водоканал" назначено ниже низшего предела в соответствии с правилами части 3.2. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 декабря 2020 года N 22-196/2020, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 апреля 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 2 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал", оставить без изменения, жалобу защитника Краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" Черновой Анастасии Александровны - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.