Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Пархатского "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР 2 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР 2 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - капитан СРТМ-К "Александр Шалин" Пархатский Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Пархатский Ю.А. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы Пархатского Ю.А, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе РФ) допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9.1 Закона о Государственной границе РФ неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.
Из пункта 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе РФ следует, что правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 341 от 28 марта 2019 года "Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море" утверждены "Правила уведомления пограничных органов ФСБ о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами" (далее Правила уведомления).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 Правил уведомления повторное направление уведомления не требуется в случае изменения географических координат места пересечения судном государственной границы РФ.
Согласно пункту 13 Правил уведомления, об изменениях, указанных в пункте 12, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09 часов 45 мин до 10 часов 55 минут (время Владивостокское) у причала N ООО "ФескоСервис" по адресу: "адрес", были проведены контрольно-проверочные мероприятия в отношении судна СРТМ-К "Александр Шалин", (порт приписки Магадан, ИМО N, позывной сигнал УДЩЛ, судовладелец/собственник ООО "Маг-Си Интернешнл") находящегося под управлением капитана Пархатского Ю.А.
В ходе осмотра установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут СРТМ-К "Александр Шалин", убыл из порта Магадан в порт Владивосток, намереваясь при этом в установленном порядке неоднократно пересечь Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного и иных видов контроля, связанных с прибытием (убытием) судов, в целях осуществления торгового мореплавания.
В уведомлении о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации, поданном в Пограничное Управление по восточному арктическому району при выходе из порта капитан судна указал координаты пересечения государственной границы Российской Федерации на вход в территориальное море Российской Федерации: 46°07, 0" СШ; 138°17, 8" ВД.
ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 20 минут вышеуказанное судно пересекло государственную границу Российской Федерации на вход в территориальное море Российской Федерации в координатах 43°01, 5" СШ; 134°39, 0" ВД. Разница между фактическими координатами пересечения государственной границы Российской Федерации и заявленными координатами в уведомлении составила около 242 морских миль.
Информация об изменении географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации от капитана судна, судовладельца или уполномоченного им лица в Пограничное Управление по восточному арктическому району не поступала.
Согласно записям в судовом журнале, судно вошло в территориальное море Российской Федерации в 17 часов 20 минут в координатах: 43°01, 5" СШ; 134°39, 0" ВД. Уведомление о фактическом пересечении государственной границы действительно было направлено в 17 часов 27 минут, как того требует пункт 15 Постановления Правительства Российской Федерации N 341 от 28 марта 2019 года "Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море". Однако, вышеуказанных координат места пересечения не было указано заявителем в поданном ранее уведомлении. Об изменениях географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации, капитан судна СРТМ-К "Александр Шалин" Пархатский Ю.А. сообщил (передал уведомление) в 17 часов 48 минут, что позже времени фактического пересечения судном государственной границы Российской Федерации.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Действие Пархатского Ю.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы Пархатского Ю.А. о том, что согласно пункту 12 Правил уведомления в случае изменения географических координат места пресечения судном государственной границы Российской Федерации повторное направление уведомления не требуется, является не верным, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства и не учитывает положения части 4 статьи 9.1 Закона о Государственной границе, обязывающие предварительно уведомлять пограничные органы о пересечении Государственной границы Российской Федерации, а также положения пункта 13 Правил уведомления, обязывающие капитана судна незамедлительно информировать пограничный орган об изменениях, указанных в пункте 12 указанных Правил.
Соблюдение требований пункта 15 Правил уведомления (направление в пограничный орган информационного сообщения о фактическом пересечении Государственной границы на вход в территориальное море Российской Федерации) не отменяет предусмотренную пунктом 13 этих Правил обязанность по незамедлительному информированию пограничного органа об изменениях, указанных в пункте 12 данных Правил, в данном случае - изменение географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации.
Указание Пархатского Ю.А. о том, что он незамедлительно проинформировал по электронной почте пограничный орган об изменении географических координат места пресечения государственной границы Российской Федерации в 17 часов 27 минут, как требует этого пункт 13 Правил уведомления, несостоятелен, поскольку опровергается вышеуказанными материалами дела, из которых следует, что капитан Пархатский Ю.А. подал уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 48 минут, то есть позже времени фактического пересечения судном государственной границы Российской Федерации (17 часов 20 минут). Уведомление о фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации, полученное ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 27 минут, подано во исполнение пункта 15 Правил уведомления, согласно которому при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море.
Доводы жалобы о нарушении территориальной подведомственности при рассмотрении дела об административном правонарушении являются необоснованными.
Так из системного анализа статьи 1 Закона о Государственной границе, статей 1, 2 Федерального закона от 31 июля 1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", а также положений Водного кодекса Российской Федерации следует, что на внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф, исключительную экономическую зону Российской Федерации и открытое море не распространяется принцип административно-территориального деления Российской Федерации. В связи с этим дела об административных правонарушениях, совершенных на указанных территориях, по которым не проводилось административное расследование, подлежат рассмотрению по месту нахождения органа (его подразделения), должностное лицо которого в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наделено полномочиями по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях, либо по месту осуществления службы прокурора, вынесшего постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Поскольку административное правонарушение, совершенное Пархатским Ю.А, было выявлено начальником ситуационного отдела Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, то дело об административном правонарушении обоснованно рассмотрено государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР 2 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судебных инстанций в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) Пархатского Ю.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, административное наказание назначено Пархатскому Ю.А. в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 указанного Кодекса, с учетом характера, обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР 2 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Пархатского "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Пархатского Ю.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.