Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пащенко С.В. на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Пащенко С.В. к поселковому Совету депутатов муниципального образования "поселок Айхал" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Пащенко С.В. к поселковому Совету депутатов муниципального образования "поселок Айхал" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее - Совет депутатов) о признании незаконным решения от 22 октября 2020 года IV-N 52-2 "О досрочном прекращении полномочий депутата избирательного округа N 1 - "Дорожный" Пащенко С.В. " (далее - Решение от 22 октября 2020 года IV-N 52-2).
22 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Пащенко С.В, поданная им 13 октября 2021 года через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проверки исполнения требования законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, законодательства о противодействии коррупции прокурором города Удачный Республики Саха (Якутия) установлено, что депутатом Совета депутатов Пащенко С.В. сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соответствующие сведения в отношении супруги и его несовершеннолетних детей за 2019 год в срок до 1 августа 2020 года не представлены.
19 августа 2020 года прокурором города Удачный Республики Саха (Якутия) на имя председателя Совета депутатов Домбрована С.А. внесено представление N 13-2020/2870 с требованием в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Пащенко С.В.
Согласно письменной информации Управления при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 23 сентября 2020 года справки депутата Пащенко С.В. о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своих несовершеннолетних детей за 2019 год, заполненные с использованием специального программного обеспечения "Справки БК" и подписанные Пащенко С.В. 22 августа 2020 года, поступили в адрес Управления 31 августа 2020 года, то есть после внесения прокурором в представительный орган муниципального образования указанного выше представления.
22 октября 2020 года по результатам рассмотрения представления прокурора Совет депутатов принял Решение IV-N 52-2, которым на основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), пункта 11 части 1 статьи 28 Устава муниципального образования "Поселок Айхал" Мирнинского района, принятого решением Совета депутатов от 29 мая 2012 года N 56-3 (далее - Устав), досрочно прекратил полномочия депутата Совета депутатов Пащенко С.В.
По делу также установлено, что 21 октября 2020 года от Пащенко С.В. поступило заявления о досрочном снятии с него полномочий депутата, которое не было рассмотрено Советом депутатов до принятия Решения от 22 октября 2020 года IV-N 52-2.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), оценив представленные доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в обжалуемых судебных актах, что оспариваемое Решение от 22 октября 2020 года IV-N 52-2 о досрочном прекращении полномочий депутата является законным и обоснованным, поскольку принято Советом депутатов в пределах полномочий, предоставленных данному представительному органу муниципального образования действующим законодательством, и при наличии оснований, указанных в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ). Суды пришли к выводу, что факт неисполнения депутатом Совета депутатов Пащенко С.В. обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своей супруги и своих несовершеннолетних детей за 2019 год в установленные сроки подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами нижестоящих судов, положенными в основу решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений части 4.2 указанной выше статьи, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
Лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 статьи 12.1 Федерального закона 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5 статьи 12.1 Федерального закона 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П и в Определении от 26 января 2017 года N 104-О, следует, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, в свою очередь гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года 1918-З N 1393-V "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных сведений" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 22 ноября 2017 года З N 1394-V) (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года 1918-З N 1393-V) лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным: сведения о своих доходах, расходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Пунктом 10 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года 1918-З N 1393-V установлено, что в случае невозможности представить по уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей лицо, замещающее муниципальную должность, направляет соответствующее обращение в письменной форме в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) не позднее окончания срока представления указанных сведений. Рассмотрение Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) данного обращения осуществляется в порядке, установленном Главой Республики Саха (Якутия).
В связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2020 года N 1147 "О продлении срока представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный период с 1 января по 31 декабря 2019 года" органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) при продлении срока представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный период с 1 января по 31 декабря 2019 года рекомендовано руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N 272 "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года", в соответствии с которым срок предоставления указанных сведений за 2019 год продлён до 1 августа 2020 года включительно.
Установив, что обязанность по предоставлению соответствующих сведений депутатом Совета депутатов Пащенко С.В. в срок до 1 августа 2020 года исполнена не была, представительным органом муниципального образования обоснованно, в связи с поступлением представления прокурора города Удачный Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений действующего законодательства об общих принципах организации органов местного самоуправления и законодательства о противодействии коррупции, принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Пащенко С.В.
Доводы кассационной жалобы о том, что депутаты Совета депутатов осуществляют свою деятельность на непостоянной основе и по смыслу статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ не являются лицами, замещающими муниципальную должность и, следовательно, не обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, основаны на неправильном толковании данной нормы материального права, в соответствии с которой для целей указанного федерального закона под "лицом, замещающим муниципальную должность" понимается - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования, а также положений части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и части 4 статьи 12.1 Федерального закона 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, возлагающих на депутатов представительных органов муниципальных образований обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Вопреки доводам кассационной жалобы процедура рассмотрения представления прокурора вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Пащенко С.В, установленная частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Советом депутатов была соблюдена.
Непроведение в отношении Пащенко С.В. проверки в порядке части 7.2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и статей 3-6 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года 1918-З N 1393-V на предмет достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, принятого в связи с нарушением депутатом Совета депутатов Пащенко С.В. установленного срока предоставления соответствующих сведений. В данном случае административный истец заполнил необходимые справки только 22 августа 2020 года, то есть после внесения прокурором в Совет депутатов представления от 19 августа 2020 года N 13-2020/2870.
Ссылки в кассационной жалобе на отсутствие у прокурора полномочий по постановке перед представительным органом муниципального образования вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата являются несостоятельными.
Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и должностными лицами (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Следовательно, внесённые 3 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Таким образом, доводы об отсутствии у прокурора полномочий по постановке перед представительными органами местного самоуправления вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата в качестве меры публичной ответственности за совершённое лицом, замещающим муниципальную должность, правонарушение, а также ссылки на то, что постановка такого вопроса перед представительным органом местного самоуправления является прерогативой только высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, не соответствуют закону.
Иные доводы кассационной жалобы административного истца, в том числе о нерассмотрении заявления Пащенко С.В. о прекращении его полномочий в качестве депутата Совета депутатов по собственному желанию, не опровергают правильных выводов нижестоящих судов, они не содержат данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, в связи с чем они не могут являться основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств, оценки и истребования новых доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пащенко С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.