Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.
судей Старовойт Р.К, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Александра Степановича к главе Горненского сельсовета Зейского района Амурской области и администрации Горненского сельсовета Зейского района Амурской области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, перерасчете пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Соколова Александра Степановича
на решение Зейского районного суда Амурской области от 27 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13 октября 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соколов А.С. обратился в суд с иском главе Горненского сельсовета Зейского района Амурской области и администрации Горненского сельсовета Зейского района Амурской области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, указав, что является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в размере 40 процентов денежного содержания в период работы в должности главы Горненского сельсовета Зейского района Амурской области. В связи с утверждением Советом народных депутатов Зейского района Амурской области от 30 ноября 2020 N 120 Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горненского сельсовета и лицам, замещающим муниципальные должности Горненского сельсовета (далее - Положение) истец полагает, что имеет право на перерасчёт пенсии за выслугу лет, исходя из 75% от базового денежного вознаграждения. Обратившись с заявлением к Главе администрации 5 апреля 2021 года получил отказ Главы Горненского сельсовета Моисеевой А.В. в перерасчете размера выплаты, в котором отсутствует ссылка на норму права о причинах отказа в таком перерасчете.
Просил признать незаконными действия Главы Горненского сельсовета Зейского района Амурской области в части отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет по нормативу, утвержденному в последней редакции Положения; возложить на Главу Горненского сельсовета Зейского района Амурской области обязанность произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет с 1 января 2021 года.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 27 июля 2021 года исковые требования Соколова А.С. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13 октября 2021 года решение Зейского районного суда Амурской области от 27 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Соколов А.С. просит об отмене постановлений суда первой и апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горненского сельсовета и лицам, замещающим муниципальные должности Горненского сельсовета. Указывает, что комиссия сельсовета, суд первой и апелляционной инстанции ошибочно применили п. 6.1, 7.1 Положения, а пункт 7.3 не учли. Считает, что отказ в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела до окончания судебного разбирательства по административному иску Соколова А.С. об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта привел к неправильному разрешению судом настоящего гражданского дела.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2, 4 статьи 7 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ч. 5.1 ст. 40 ФЗ от 06 октября 2003 годаN 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 ст. 4 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года N 71-ОЗ "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности в Амурской области", п. 71 Устава муниципального образования Горненский сельсовет Зейского района Амурской области, исходил из того, что установленный Положением, утвержденным Решением Горненского сельского Совета народных депутатов от 30.11.2020 N 120, порядок перерасчета ведет к уменьшению пенсии за выслугу лет, выплачиваемой истцу, в связи с чем пенсия за выслугу лет обоснованно выплачивается в прежнем, более высоком размере, пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они полностью соответствуют требованиям материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам. Принимая во внимание справку УПФР в г. Белогорске Амурской области о размере страховой пенсии выплачиваемой истцу, информацию Администрации Горненского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет Соколову А.С. в связи с увеличением окладов на 7 процентов с 01 января 2021 года, судебная коллегия указала на верное применение к спорным правоотношениям требования п. 7.1, 7.2 Положения, поскольку в случае производства перерасчета размер ранее назначенной пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии, полагающийся в соответствии с настоящим Положением, соответственно пенсия за выслугу лет должна выплачиваться истцу в прежнем размере.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Пунктом 4 ст. 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Особенности организации муниципальной службы в Амурской области и правовое положение муниципальных служащих Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 31 августа 2007 года N 364-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области", в соответствии со статьей 21 которого установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 N 71-ОЗ (ред. от 18.12.2020) "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности в Амурской области" лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, уставом муниципального образования могут устанавливаться за счет средств местных бюджетов дополнительные социальные и иные гарантии (в том числе гарантии дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") в связи с прекращением их полномочий (в том числе досрочно). Такие гарантии устанавливаются в соответствии с абзацем вторым части 5.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 31 Устава Муниципального образования Горненский сельсовет Зейского района Амурской области глава Горненского поселения является высшим должностным лицом поседения, избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет.
Судом установлено, что Соколов А.С. являлся главой Горненского сельсовета с 25.06.1995 по 24.12.2000, с 01.03.2009 по 03.08.2012.
Решением комиссии по вопросам муниципальной службы в Горненском сельсовете от 01.10.2014 N 01 на основании Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горенского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Горененского сельсовета, утвержденного решением Горненского сельсовета от 26.09.2014 N 12а, Соколову установлена пенсия за выслугу лет, исходя из срока муниципальной службы 13 лет в размере 40% от среднемесячного денежного содержания в размере 5 920, 20 рублей с 01.10.2014.
Решением Горненского сельсовета от 30.11.2020 N 120 утверждено Положение о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горенского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Горененского сельсовета.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Соколов А.С. ссылаясь на п.п 2 п. 4.3 Положения, которым лицу, замещавшему муниципальную должность, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается при замещении муниципальной должности сроком свыше трех лет в размере 75 % от базового денежного вознаграждения по соответствующей должности, полагал, что имеет право на перерасчет пенсии за выслугу лет исходя из 75 % от базового денежного вознаграждения действующего главы сельсовета.
Правильно применив вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что с 01.10.2014 пенсия за выслугу лет Соколову А.С. была назначена в соответствии с п. 4.3 Положения в редакции от 26.09.2013, а именно в размере 40% от базового денежного вознаграждения по соответствующей должности, а в связи с принятием новой редакции Положения истцом не может быть поставлен вопрос о назначении пенсии в соответствии с п. 4.3 действующего Положения (т.е. из 75% денежного содержания), порядок же перерасчета пенсии за выслугу лет урегулирован разделом VI Положения, порядок перерасчета пенсии за выслугу лет в сохраненном размере разделом VII Положения.
Исходя из системного толкования пунктов 6.1, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6 Положения, суд пришел к верному выводу, что основанием для перерасчета пенсии за выслугу лет может быть только изменение страховой части пенсии по старости или централизованное повышение (индексация) должностных окладов муниципальных служащих. При этом и в том и другом случае, если в результате перерасчета пенсия за выслугу лет оказалась меньше размера ранее назначенной пенсии, то лицу выплачивается пенсия в прежнем размере, если же в результате перерасчета в соответствии с настоящим Положением размер пенсии увеличивается по сравнению в ранее определенным, то пенсия за выслугу выплачивается лицу на общих основаниях, т.е. в увеличенном размере.
Приведя в судебных постановлениях подробный расчет пенсии истца за выслугу лет в соответствии с пунктами 7.1, 7.2 Положения, с учетом увеличения окладов на 7% с 01.01.2021, судебные инстанции пришли к верному выводу, что пенсия за выслугу лет истцу должна выплачиваться в прежнем размере.
Доводы кассационной жалобы Соколова А.С, в том числе о необходимости применения к спорным правоотношениям п. 4.3 Положения в новой редакции, а именно исходя из 75 % денежного вознаграждения по соответствующей должности судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании указанного Положения, как и доводы о необходимости применения пунктов 7.1, 7.2, 8.5 без учета требований п. 6.1.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (часть 1).
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда полагает верным вывод суда апелляционной инстанции о том, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, а само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих.
Также не является основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений довод жалобы Соколова А.С. о допущенных судом процессуальных нарушениях в связи с отказом в удовлетворении ходатайства истца об отложении рассмотрения настоящего гражданского дела до разрешения административного искового заявления об оспаривании действующего Положения, поскольку разрешение судом требований Соколова А.С. в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ не препятствовало рассмотрению настоящего дела по существу.
Доводы кассационной жалобы заявителя повторяют доводы апелляционной жалобы, и позицию истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции. Указанным доводам судами дана правовая оценка, они мотивированно отклонены, кроме того, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зейского районного суда Амурской области от 27 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Соколова Александра Степановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.