Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Куликовой И.И, судей Куратова А.А, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазовского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности
по кассационной жалобе администрации Лазовского муниципального округа Приморского края на решение Лазовского районного суда Приморского края от 30 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Куратова А.А, пояснения прокурора Маториной О.А, судебная коллегия
установила:
прокурор Лазовского района Приморского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указал, что в связи с поступившим обращением Захарова Е.А. прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения населения топливом для печного отопления на территории Лазовского муниципального округа. По результатам проверки выявлены нарушения в рассматриваемой сфере. Заготовление твердого топлива для нужд населения поручено ответчиком ООО "Лазком". В 2020 году ООО "Лазком" заготовлено и поставлено для нужд населения твердое топливо (дрова) в объеме 4 260 куб. м, что не соответствует потребностям населения района. Отсутствие необходимого объема твердого топлива нарушает права собственников, нанимателей жилых помещений и членов их семей, проживающих в домах с печным отоплением, круг которых определить невозможно, так как их общая численность и индивидуальный состав могут меняться в любой произвольно взятый момент времени. С учётом уточнения исковых требований, прокурор просил суд возложить на администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать снабжение населения Лазовского муниципального округа твердым топливом в соответствии с потребностью населения, рассчитанной администрацией Лазовского муниципального округа Приморского края в соответствии с установленным нормативом потребления твердого топлива.
Определением Лазовского районного суда Приморского края от 20.04.2021 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Лазком".
Решением Лазовского районного суда Приморского края от 30 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 ноября 2021 г, исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятые по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании прокурор Маторина О.А. просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 ГПК РФ правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения населения топливом для печного отопления на территории Лазовского муниципального округа Приморского края, выявлен факт отсутствия необходимого объема твердого топлива для нужд населения.
Постановлением главы Лазовского муниципального района Приморского края от 28.07.2008 N 257а установлен норматив потребления твердого топлива для граждан, проживающих в одноэтажных домах (малоэтажных) зданиях на территории района, имеющих собственные источники отопления и не подключенные к системам центральных коммуникаций сетей отоплений: дрова - 0, 467 м3 складской массы на 1 м2 в год, бурый уголь - 167 кг на 1 м2 в год, каменный уголь - 104 кг на 1 м2 в год.
Потребность населения в твердом топливе (дровами) на территории Лазовского муниципального округа по нормативу потребления, утвержденному вышеуказанным постановлением, составляет 47 956 куб. м. Указанный расчет потребности утвержден главой администрации 27.05.2019.
В 2019 году администрацией Лазовского муниципального района проведен открытый конкурс по определению организации для снабжения населения Лазовского муниципального района твердым топливом. По результатам конкурса для данных целей определено ООО "Лазком".
Администрацией Лазовского муниципального района в ответе прокурору от 18.12.2020 указано, что потребность района в твердом топливе составляет 47 956 куб. м. В 2020 году объем реализации твердого топлива составил 4 260 куб. м.
Представитель ООО "Лазком" пояснил, что у топливоснабжающей организации отсутствуют производственные мощности по заготовке объема потребности населения в твердом топливе (дрова) в размере 47 956 куб. м. Муниципальный контракт на выполнение работ по снабжению населения Лазовского муниципального округа твердым топливом выполнен в полном объеме.
Суд первой инстанции, установив приведенные по делу обстоятельства, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлениях от 29.03.2011 N2-П, от 13.10.2015 N 26-П, от 26.04.2016 N 13-П, определениях от 28.03.2017 N 720-О, от 09.11.2017 N 2516-О, исходил из того, что обязанность обеспечения населения необходимым объемом твердого топлива возложена на орган местного самоуправления, в том числе организация мероприятий, направленных на реализацию данной обязанности. Само по себе заключение муниципального контракта с исполнителем услуги по снабжению населения Лазовского муниципального округа твердым топливом не свидетельствует о том, что обязанность по обеспечению населения твердым топливом выполнена в соответствии с утвержденным расчетом потребности населения в твердом топливе. ООО "Лазком" не может обеспечить население твердым топливом в объеме, соответствующем потребности населения района, что нарушает права собственников, нанимателей жилых помещений и членов их семей, проживающих в домовладениях, которые не имеют подключения к центральному теплоснабжению. В связи с чем исковые требования удовлетворил.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Оснований ставить под сомнение выводы судов не усматривается, поскольку они сделаны по итогам оценки материалов дела, при всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности, по правилам статьи 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не содержится.
Аналогичные доводы жалобы о принятии ответчиком всех необходимых мер по исполнению своих обязанностей в рамках обеспечения населения твёрдым топливом; об отсутствии возможности обеспечить население твёрдым топливом (дровами); о неисполнимости судебного постановления, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов, поскольку фактически сводятся к иному толкованию закона, несогласию с выводами судов по обстоятельствам дела и оценкой представленных в материалы дела доказательств.
Поскольку в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе принимать дополнительные доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами нижестоящих инстанций, то ссылки ответчика на дополнительные доказательства по делу не могут быть приняты во внимание.
В силу статей 67 и 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление фактических обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанций, разрешивших спор по существу. Суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке исследованных судами доказательств и заявленных сторонами обстоятельств не наделен (статья 390 ГПК РФ).
Несовпадение результата оценки доказательств судом с мнением заявителя кассационной жалобы, обстоятельством, влекущим отмену судебных постановлений, не является.
Руководствуясь статьёй 390 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лазовского районного суда Приморского края от 30 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лазовского муниципального округа Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.