Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И.
судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н.
при помощнике судьи Фединой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи административное дело N 3а-1091/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" об оспаривании нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Алтайского краевого суда от 7 октября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения представителя АО "Оборонэнерго" Кишпан Т.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Гайворонской В.А, мнение представителя АО "Сетевая компания "Алтайкрайэнерго" Беспалова Д.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление, орган регулирования) от 27 декабря 2019 года N 587 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2020-2024 годы (далее - Решение N 587).
Подпунктом 6 приложения 2 к Решению N 587 установлена необходимая валовая выручка АО "Оборонэнерго" на 2020 год - 37 433, 16 тысяч рублей, на 2021 год - 49 966, 61 тысяч рублей, на 2022 год - 49 451, 01 тысяч рублей, на 2023 год ? 48 941, 59 тысяч рублей, на 2024 год - 48 438, 29 тысяч рублей.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 588 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальными сетевым организациями на территории Алтайского края на 2020-2024 годы (далее также - Решение N 588).
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 589 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края на 2020-2024 годы (далее - Решение N 589).
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29 декабря 2020 года N 552 "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 587" (далее - Решение N 552), решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29 декабря 2020 года N 555 "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 588" (далее - Решение N 555), решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29 декабря 2020 года N 556 "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов 27 декабря 2019 года N 589" (далее - Решение N 556) в связи с корректировкой необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) в Решения N 587, N 588, N 589 внесены изменения.
Акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Забайкальский" (далее - АО "Оборонэнерго", Общество) обратилось с административным исковым заявлением в Алтайский краевой суд о признании не действующими решения N 552, решения N 555, решения N 556 в части установления необходимой валовой выручки на 2021 год, как несоответствующие требованиям Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-Ф3 "Об электроэнергетике", Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года N 98-э. Требования обосновывает тем, что Управлением необоснованно исключены в полном объеме планируемые расходы по статье "Аренда помещений", а также неподконтрольные расходы по статье "Аренда производственных помещений" за 2019 год.
Решением Алтайского краевого суда от 7 октября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Оборонэнерго" обратилось в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд безосновательно согласился с доводом ответчика об отсутствии оснований для применения абзаца 3 пункта 29 Основ ценообразования для включения в состав прочих расходов - расходов на аренду нежилых помещений, так как договоры аренды заключены без проведения торгов. Однако подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования применен судьей в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1892, который действует с 30 декабря 2019 года, то есть после того, как были заключены договоры аренды. Кроме того, органом регулирования нарушены требования пункта 19 Правил регулирования цен (в редакции, действовавшей на момент открытия тарифного дела и рассмотрения предложения регулируемой организации). Полагает, что расходы на аренду помещений должны быть приняты в полном объеме.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1 абзаца седьмого пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Установление тарифов в сфере электроэнергетики постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года предоставлено управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения приняты управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка принятия, введения их в действие, в том числе правил опубликования.
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов).
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе, расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Судом установлено, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или ином установленными федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии в рамках заключенных договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе на территории Алтайского края в зоне деятельности филиала "Забайкальский". Основными видами деятельности общества являются, в том числе: передача и распределение электрической энергии; эксплуатация, ремонт, обслуживание, диагностика электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими.
23 апреля 2020 года АО "Оборонэнерго" обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Органом регулирования на основании заявления административного истца установлена НВВ без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 41 578, 02 тыс. руб.
Оценив доводы административного истца о неправомерности не включения органом регулирования в НВВ планируемых затрат на 2021 год по статье "Аренда помещений" и выпадающих расходов по статье " Аренда производственных помещений" на 2019 год в размере 2 287, 59 тыс. руб. и 2 236, 95 тыс. руб, суд первой инстанции признал их несостоятельными.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Так, в обоснование расходов по аренде нежилых помещений АО "Оборонэнерго" представило в Управление копии договоров аренды от 2 мая 2017 года NСИБ/1, от 2 марта 2019 года N61-ЗБК-2019 с ИП Нестеровым А.С, копию договора субаренды от 9 августа 2018 года с ООО "Управление механизации N3 плюс", копию договора аренды от 1 декабря 2017 года NН/Б-1 с ООО "Успех"), заключенные путем проведения закупки у единственного поставщика, т.е. без проведения торгов.
Вывод суда о том, что у органа регулирования отсутствовали основания для применения абзаца третьего пункта 29 Основ ценообразования для включения в состав прочих расходов Общества расходов на аренду нежилых помещений, судебная коллегия находит правильным, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Закупка у единственного поставщика не относится в силу пункта 1 части 3.1, части 3.2 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" к конкурентному способу закупки, не является формой торгов.
Поскольку представленные в подтверждение расходов по аренде нежилых помещений договоры не прошли конкурентную процедуру, то орган регулирования обоснованно не принял их.
Применение иных источников информации о ценах на аренду помещений в порядке последовательности также не представлялось возможным ввиду отсутствия такой информации.
Судом дана надлежащая правовая оценка представленному Обществом расчету средней рыночной цены аренды помещений, исходя из нескольких объявлений, размещенных на сайте Avito, оснований с которой не согласиться, у судебной коллегии не имеется.
Довод представителя административного истца о том, что при отсутствии данных о цене аренды помещений регулирующему органу следовало воспользоваться официальной статистической информаций, был предметом проверки судом первой инстанции и обоснованно отклонен на основании представленного ответа Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай.
По выше приведенным причинам органом регулирования принято решение не учитывать понесенные Обществом расходы по статье "Аренда производственных помещений" на 2019 год.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами административного истца о наличии оснований для включения указанных расходов в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Основ ценообразования в редакции, действовавшей до 30 декабря 2019 года, поскольку Обществом не были представлены сведения о структуре арендных платежей, данные бухгалтерской отчетности арендодателей, подтверждающие начисление амортизации, налогов и других обязательных платежей, которые бы позволили определить экономически обоснованный размер арендных платежей.
При таких обстоятельствах, административным истцом, на котором лежит обязанность по представлению экономически обосновывающих документов затрат на аренду имущества, таких достоверных и допустимых доказательств в материалы дела не представлено.
Предусмотренная пунктом 19 Правил регулирования возможность запроса органом регулирования дополнительных материалов относится к его полномочиям, реализуемым при соответствующей необходимости, которая в данном случае у Управления не возникла, поскольку решение принято на основании имеющихся в тарифном деле документов.
В силу изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исключения органом регулирования из расчета необходимой валовой выручки на 2021 год планируемых затрат на 2021 год по статье "Аренда помещений" и выпадающих расходов по статье " Аренда производственных помещений" на 2019 год.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами Закона об электроэнергетике.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба Общества не содержит.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 7 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационная жалоба, представление через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 февраля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.