Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Сучковой Е.Г, при секретаре судебного заседания Ермаковой А.В, рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Дружба" - Зубка Михаила Евгеньевича на определение суда Еврейской автономной области от 11 ноября 2021 года о прекращении производства по административному делу N 3а-67/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дружба" к Правительству Еврейской автономной области, Управлению Росреестра по Еврейской автономной области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, пояснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Дружба" - Зубка М.Е, поддержавшего доводы частной жалобы, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дружба" (далее - ООО "Дружба") обратилось в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости относительно земельных участков с кадастровым номером N, N по состоянию на 27 июля 2020 года, с кадастровым номером N, N, N по состоянию на 19 марта 2020 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что являлся арендатором указанных земельных участков, следовательно, имеет заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости, поскольку она учитывается при расчете арендной платы за объекты недвижимости.
Определением суда Еврейской автономной области от 11 ноября 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Дружба" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости прекращено на основании части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе представитель административного истца просит вышеуказанное определение отменить, разрешив вопрос по существу. В обоснование своей позиции указывает, что суд в обжалуемом определении пришел к ошибочному выводу об отсутствие у административного истца заинтересованности, сославшись на расчет арендной платы, произведенный с применением ставок, утвержденных постановлением Правительства Еврейской автономной области от 28 декабря 2019 года N 491-пп. Указанное постановление признано недействующим в части ставок арендной платы за земельные участки вступившим в законную силу решением суда Еврейской автономной области от 28 декабря 2020 года, следовательно, такой нормативный правовой акт не может применяться при проведении расчетов. В данном случае применению подлежит Закон Еврейской автономной области от 01 июля 2015 года N 747-ОЗ, который предусматривает, что при расчете арендных платежей подлежит учету размер кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представителем ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Еврейской автономной области" поданы возражения относительно доводов частной жалобы, где обжалуемое определение просят оставить без изменения, а частную жалобу - без удовлетворения.
Представителем Правительства Еврейской автономной области относительно частной жалобы представлен отзыв, в котором определение суда Еврейской автономной области о прекращении производства по делу также просят оставить без изменения.
В судебном заседании принимает участие посредством видеоконференц-связи на базе Хабаровского краевого суда представитель административного истца ООО "Дружба" - Зубок М.Е.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы частной жалобы, возражений и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя административного истца ООО "Дружба" - Зубка М.Е, проверив материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов административного дела следует, что между администрацией Ленинского муниципального района Еврейской автономной области и ООО "Дружба" заключен договор аренды N 16 от 06 марта 2019 года, предметом которого является предоставление в пользование земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10 декабря 2020 года соглашение о расторжении договора аренды N 16 от 06 марта 2019 года признано недействительным (ничтожным).
Вышеуказанным решением суда установлено, что из земельного участка с кадастровым номером N образованы земельные участки с кадастровыми номерами N и N, из земельного участка с кадастровым номером N образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N.
В приложении к договору аренды N 16 от 06 марта 2019 года указано, что при расчете арендной платы учитывается кадастровая стоимость земельных участков.
Актом ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Еврейской автономной области" определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 14 462 910, 78 рублей, N - 5 160 689, 22 рублей по состоянию на 27 июля 2020 года, с кадастровым номером N в размере 1 122 687, 96 рублей, N - 763 865, 22 рублей, N - 8 968 046, 82 рублей по состоянию на 19 марта 2020 года.
В обоснование своей позиции административным истцом при обращении с административным исковым заявлением представлен отчет об оценке N 389/2021-3 от 30 июля 2021 года, отчет об оценке N 389/2021-2 от 30 июля 2021 года, выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес аудит оценка", выводы которых подтверждают размер рыночной стоимости земельных участков.
Прекращая производство по административному делу, суд Еврейской автономной области исходил из того, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков не затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку при расчете арендной платы используются ставки арендной платы, утвержденные постановлением Правительства Еврейской автономной области от 23 августа 2021 года N 284-пп, но не учитывается размер кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права ввиду следующего.
В соответствии абзацем 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из материалов административного дела следует, что датой обращения ООО "Дружба" с данным административным исковым заявлением в суд Еврейской автономной области является 02 августа 2021 года.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости относительно земельных участков с кадастровыми номерами N, N - 20 августа 2020 года, относительно земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N - 29 мая 2020 года.
Расчет размера арендной платы за пользование спорными объектами недвижимости осуществлялся на основании Закона Еврейской автономной области от 01 июля 2015 года N 747-ОЗ "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", действующего до 31 декабря 2019 года, который предусматривает необходимость учета кадастровой стоимости объекта недвижимости при исчислении величины арендных платежей.
С 01 января 2020 года определение размера арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными административному истцу в аренду, производилось в соответствии с постановлением Правительства Еврейской автономной области от 28 декабря 2019 года N 491-пп "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (далее - Порядком определения размера арендной платы).
В соответствии с указанным Порядком определения размера арендной платы, действовавшим в период с 22 апреля 2021 года по 26 мая 2021 года, расчет арендной платы производился исходя из ставок арендной платы, установленных в Приложении 1 к Порядку определения размера арендной платы, за земельные участки с видом разрешенного использования "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" на территории Ленинского района в размере 4, 72 рублей.
Решением суда Еврейской автономной области от 28 декабря 2020 года ставки арендной платы за земельные участки на территории Ленинского района в размере 4, 72 рублей, на территории Октябрьского района в размере 4, 04 рублей, на территории Биробиджанского района в размере 4, 55 рублей, закрепленные в Приложении N 1 к Порядку определения размера арендной платы, признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 23 августа 2021 года N 284-пп "О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 N 491-пп", распространившим свое действие на правоотношения, возникшие с 26 мая 2021 года, изменена ставка арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" на территории Ленинского района, которая установлена в размере 3, 91 рублей.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 22 октября 2021 года N 424-пп "О внесении изменений в постановление правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 N 491-пп "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", действующим с 01 января 2022 года, Приложение 1 к Порядку определения размера арендной платы признано утратившим силу.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06 июля 2016 года, если нормативный акт, устанавливающий расчет регулируемой арендной платы за землю, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы за землю на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
Из договора аренды N 16 от 06 марта 2019 года, на основании которого административный истец осуществлял пользование земельными участками, следует, что размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости, что соответствует положениям Закона Еврейской автономной области от 1 июля 2015 года N 747-ОЗ "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в период с 22 апреля 2021 года по 26 мая 2021 года имеют место правовые препятствия для расчета арендной платы по ставкам, установленным Порядком определения размера арендной платы, следовательно, имеется возможность расчета размера арендных платежей относительно указанного периода на основании действовавшей кадастровой стоимости земельных участков. ООО "Дружба" имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, поскольку обосновало свою заинтересованность, указывая на возможность обращения с требованием о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных арендных платежей, что очевидно затрагивает права административного истца как плательщика арендной платы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое определение о прекращении производства по административному делу неправомерным, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также противоречат положениям действующего законодательства, что влечет нарушение прав и законных интересов административного истца.
Определение суда Еврейской автономной области подлежит отмене, а административное дело направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 198, 199, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Определение суда Еврейской автономной области от 11 ноября 2021 года отменить.
Административное дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) через суд Еврейской автономной области в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Е.Г. Сучкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.