Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н, при секретаре Ивановой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-175/2021) по административному исковому заявлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края об оспаривании приказа председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края от 27 декабря 2013 года N 105-П "Об утверждении перечня должностных лиц Контрольно-счетной палаты Хабаровского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и бланков процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях", по апелляционной жалобе Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 07 октября 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионовой М.Н, представителя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края Медведевой Т.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П,
УСТАНОВИЛА:
приказом председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края от 27 декабря 2013 года N 105-П утвержден перечень должностных лиц Контрольно-счетной палаты Хабаровского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 20 статьи 19.5, статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и бланков процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях (далее - приказ N 105-П).
Приложением 1 к приказу N 105-П к должностным лицам уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях отнесены председатель, заместитель председателя, аудитор, начальник инспекции аппарата, заместитель начальника инспекции аппарата, инспектор аппарата Контрольно-счетной палаты Хабаровского края.
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа N 105-П. Административный истец полагает, что перечень должностных лиц Контрольно-счетной палаты Хабаровского края, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях должен быть установлен только Законом Хабаровского края. Указывает, что Контрольно-счетная палата Хабаровского края не является ни органом исполнительной власти Хабаровского края, ни органом муниципального контроля. Считает, что председатель Контрольно-счетной палаты Хабаровского края полномочиями по определению перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях не наделен, в связи с чем оспариваемый приказ издан председателем Контрольно-счетной палаты Хабаровского края с превышением своих полномочий, а также с нарушением законов, имеющих высшую юридическую силу.
Решением Хабаровского краевого суда от 07 октября 2021 года административное исковое заявление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края удовлетворено, приказ N 105-П признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, Контрольно-счетной палатой Хабаровского края подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием обстоятельствам дела и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывают, что в решении суда отсутствуют выводы о законности разработки и утверждения Контрольно-счетной палатой Хабаровского края бланков процессуальных документов. Кроме того, согласно Закону Хабаровского края от 27 октября 2021 года N 239 внесены изменения в Закон Хабаровского края "О контрольно-счетной палате Хабаровского края" и Закон Хабаровского края "О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Хабаровского края", в частности статья 17 дополнена частью 1.1 устанавливающей право председателя, заместителя председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты Хабаровского края, начальника инспекции, заместителя начальника инспекции, инспектора аппарата Контрольно-счетной палаты Хабаровского края составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в пункте 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В дополнении к апелляционной жалобе указывают, что приказом Контрольно-счетной палаты Хабаровского края от 28 декабря 2021 года пункт 1 оспариваемого приказа признан утратившим силу, в связи с чем просят прекратить производство по административному делу в части признания недействующим пункта 1 приказа N 105-П.
Относительно доводов, изложенных в апелляционное жалобе, Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края и прокурором, участвовавшим деле, представлены возражения, в которых просят решение оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Контрольно-счетной палаты Хабаровского края Медведева Т.А, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержала в полном объеме.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионова М.Н, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правой акт принят с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, процедуре принятия, порядку опубликования и вступления в силу и в данной части не обжалуется.
Организация и деятельность контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Целью Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Согласно пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях инспектор Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего кодекса.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения, сделал правильный вывод о том, что перечень должностных лиц контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, может быть установлен законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях или иным законом субъекта Российской Федерации либо на утверждение данного перечня таким актом может быть уполномочен руководитель указанных органов.
Оспариваемый перечень должностных лиц контрольно-счетной палаты Хабаровского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в Кодексе Хабаровского края об административных правонарушениях и Законе Хабаровского края от 29 июня 2011 года N 94 "О контрольно-счетной палате Хабаровского края" на момент принятия оспариваемого приказа и на момент вынесения краевым судом решения, не определен. Из названного законодательства Хабаровского края в сфере административных правонарушений и Закона Хабаровского края о контрольно-счетной палате Хабаровского края также не следует, что председатель контрольно-счетной палаты Хабаровского края наделен полномочием на утверждение такого перечня.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принятии оспариваемого приказа с нарушением порядка и полномочий председателя контрольно-счетной палаты Хабаровского края и несоответствии данного приказа требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Кроме того, оспариваемым перечнем должностные лица контрольно-счетной палаты Хабаровского края уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, не предусмотренные пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства также свидетельствуют о превышении полномочий председателем контрольно-счетной палаты Хабаровского края.
Пунктом 2 оспариваемого приказа утверждены следующие бланки процессуальных документов, составляемых при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях:
определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (приложение 2);
определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (приложение 3);
протокол об административном правонарушении (приложение 4);
уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (приложение 5).
Исходя из требований статей 1.1, 1.3, 24.1, 28.1, 28.2, 28.3, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разработка необходимых реквизитов и утверждение типовой формы такого рода процессуальных документов есть прерогатива федерального органа государственной власти, что обусловлено единством требований, предъявляемых к порядку производства по делу об административном правонарушении, в том числе к форме и содержанию протокола об административных правонарушениях на всей территории Российской Федерации, вытекающих из задач законодательства об административных правонарушениях, проявлением которых является усиление процессуальных гарантий лиц, подвергаемых административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании оспариваемого приказа председателя контрольно-счетной палаты Хабаровского края от 27 декабря 2013 года N 105-П недействующим.
Рассматривая вопрос об определении судом первой инстанции времени, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, судебная коллегия считает, что суд пришел к обоснованному выводу о признании оспариваемого приказа не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании должностными лицами контрольно-счетной палаты Хабаровского края составлялись протоколы об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости прекращения производства по административному делу в части признания пункта 1 приказа N 105-П недействующим в связи принятием Контрольно-счетной палатой Хабаровского края приказа от 28 декабря 2021 года о признании утратившим силу пункта 1 приказа N 105-П, подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, разъяснено, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Факт применения оспариваемого нормативного правового акта к правоотношениям с участием административного истца в период его действия подтверждается материалами настоящего дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2021 года составлено аудитором Контрольно-счетной палаты Хабаровского края.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и не имеется оснований для его отмены по доводам, содержащейся в апелляционной жалобе, аналогичным позиции административного ответчика в суде первой инстанции, получившим правильную оценку в судебном акте.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 07 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 03 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.