Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1420/2020 по иску Мельникова Дмитрия Александровича к ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации о признании незаконным отказа в оказании первичной медико-санитарной помощи, обязании бесплатно оказывать первичную медико-санитарную помощь, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Мельникова Д.А. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения истца Мельникова Д.А, представителя АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" Параскевопуло А.В, представителя Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Медведеву Н.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе представителя ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации Човгун В.Л, представителей Управления делами Президента Российской Федерации Федоровой Е.А, Постниковой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мельников Д.А. обратился в суд с иском к ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации о признании незаконным отказа в оказании первичной медико-санитарной помощи, обязании бесплатно оказывать первичную медико-санитарную помощь, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что он с 2015 года и по настоящее время прикреплен как застрахованное лицо в рамках территориальной программы ОМС для получения первичной медико-санитарной помощи к ФГБУ "Поликлиника N" Управления делами Президента Российской Федерации на основании заявления. Однако поликлиника отказывает в оказании указанной медицинской помощи.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июня 2021 г, в удовлетворении исковых требований Мельникова Д.А. отказано.
В кассационной жалобе Мельниковым Д.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных. Указывает на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 г. Мельникову Д.А. восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача- педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 N 406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В соответствии с п.п. 3, 4 указанного Порядка выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия путем обращения в медицинскую организацию лично или через своего представителя с письменным заявлением о выборе медицинской организации. При подаче заявления предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации и полис обязательного медицинского страхования.
В настоящее время в городе Москве создана трехуровневая система оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы, включающая:
- амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и некоторые наиболее востребованные виды первичной специализированной медико-санитарной помощи (далее - городские поликлиники);
- амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико- санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и в основном первичную специализированную медико-санитарную помощь (далее - амбулаторные центры);
- консультативно-диагностические отделения и центры, являющиеся структурными подразделениями стационарных лечебно-профилактических учреждений, а также диспансеры и научно-практические центры, оказывающие консультативную и лечебно-диагностическую помощь в амбулаторном порядке на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара (пункты 1.1 - 1.3. Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 20.01.2012 года N 38 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы").
Приложением N 1 данного Приказа утвержден Перечень амбулаторнополиклинических учреждений первого (городские поликлиники) и второго (амбулаторные центры) уровней по административным округам г. Москвы, в число которых ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации не входит.
Управление делами Президента Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, действует в соответствии с Положением об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации".
Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет полномочия по организации оказания медицинской помощи лицам, указанным в подпункте 16 пункта 5 Положения, иным лицам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также лицам, прикрепленным в установленном порядке к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Управлению делами Президента Российской Федерации на эти цели, средств обязательного медицинского страхования (подпункт 5 пункта 2), а также по организации санаторно-курортного лечения указанных лиц (подпункт 16.1 пункта 5).
Согласно Уставу ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации предусмотрено оказание медицинских услуг физическим лицам, медицинское обслуживание которых возложено в соответствии с законодательством на Управление делами Президента Российской Федерации (пункт 2.1), а предоставление медицинских услуг иным лицам, не указанным в пункте 2.1. Устава, сверх установленного государственного задания, осуществляется на платной основе.
Существует определенный порядок прикрепления к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации - на основании решения Комиссии по вопросам медицинского обеспечения в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 20.07.2015 N226-рп.
Во исполнение указанного распоряжения приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 09.12.2015 N 541 ДСП утверждено положение о Комиссии и порядок прикрепления к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации. А протоколом Комиссии от 07.12.2016 N 84 утвержден перечень должностей работников, подлежащих прикреплению на медицинское обслуживание к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации.
Открепление лиц, утративших право на дальнейшее получение медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, осуществляется на основании документов (приказов) об освобождении от должности, представляемых кадровыми службами федеральных государственных органов.
В случае, если за определенной категории лиц, законодательством Российской Федерации предусмотрено сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, решение о прикреплении принимает Комиссия на основании соответствующего письменного обращения.
Решения Комиссии, принятые в пределах компетенции, являются обязательными для медицинских организаций, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельников Д.А. застрахован в установленном порядке по программе обязательного медицинского страхования и ОАО СК "РОСНО-МС" (в настоящее время АО "СОТАЗ-Мед"), ему выдан страховой полис.
С 14 января 2013 г. Мельников Д.А. был прикреплен к ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента РФ для получения первичной медико-санитарной помощи, в связи с назначением его на должность федерального государственного гражданского служащего.
С 31 октября 2014 г. истец был снят с медицинского обслуживания в ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента РФ в связи с переводом его на должность, не дающую права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента РФ.
Из материалов дела также следует, что Мельников Д.А. неоднократно с 2018 года обращался к ответчику для получения первичной медико-санитарной помощи, однако ему в этом было отказано.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные доказательства, и отказывая в удовлетворении исковых требований Мельникова Д.А, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд исходил из того, что ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации, являясь ведомственной организацией, вне рамок государственного задания не оказывает застрахованным в системе обязательного медицинского страхования лицам услуги по амбулаторному обследованию и лечению, а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи. Такая медицинская помощь оказывается застрахованным гражданам в соответствии с действующим Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и организуется по территориально-участковому принципу (пункты 12-15).
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, не усмотрев основания для отмены.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мельникова Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.