Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1345/2020 по иску Алимова Александра Александровича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании действий незаконными, обязании предоставить отдельное благоустроенное жилье
по кассационной жалобе Алимова А.А. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 12 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя истца Алимова А.А. - адвоката Никифорова В.Д, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе представителя Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы Абрамовой И.С, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алимов А.А, 24 ноября 2000 года рождения, первоначально обратился в суд с указанным иском к Отделу социальной защиты населения района Восточное Дегунино Северного административного округа города Москвы.
По делу произведена замена ненадлежащего ответчика Отдела социальной защиты населения района Восточное Дегунино Северного административного округа города Москвы на надлежащего - Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы). К участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г. Москвы). Дело направлено по подсудности в Басманный районный суд г. Москвы.
В обоснование требования истец ссылался на то, что он относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец нуждается в предоставлении благоустроенного жилого помещения. В апреле 2019 г. истец исключен из плана обеспечения жилыми помещениями на 2019 г. по неизвестным причинам. Право истца на предоставление жилого помещения не реализовано. В этой связи Алимов А.А. просил суд признать действия ответчика незаконными; обязать ответчика предоставить истцу отдельное благоустроенное жилое помещение в соответствии с и. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 12 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 августа 2021 г, в удовлетворении исковых требований Алимова А.А. отказано.
В кассационной жалобе истцом Алимовым А.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении возникшего спора нарушены нормы материального и процессуального права. Полагает, что суд неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, дал неправильную оценку доводам сторон.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 2 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые данным Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, имеющим место жительства в городе Москве, если иное не установлено федеральным законодательством, данным Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно ст. 13 указанного Закона города Москвы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в городе Москве, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в городе Москве, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, если город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились на воспитании в семье (опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных уполномоченным органом исполнительной власти адрес, в том числе общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Алимов А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. Москвы, относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО1 с 13 декабря 2000 г. зарегистрирован по месту жительства в четырехкомнатной "адрес", расположенной по адресу: "адрес".
23.08.2013 постановлением администрации муниципального округа Восточное Дегунино N 204-ПМ ФИО13. назначен опекуном Алимова А.А, за которым сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес".
04.04.2019 Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении Алимова А.А. вынесено заключение - установлен факт возможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в связи с отсутствием обстоятельств, при которых проживание Алимова А.А. в жилом помещении противоречит его интересам.
На основании данного заключения распоряжением ДТСЗН г. Москвы от 17.04.2019 N 1086-Р Алимову А.А. отказано в установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении. Алимов А.А. исключен из плана обеспечения жилыми помещениями на 2019 г.
В "адрес" по адресу: "адрес", зарегистрированы и проживают Алимов А.А, его дедушка (опекун) ФИО10 и его бабушка ФИО11 Иные лица в квартире - не зарегистрированы и не проживают.
Общая площадь названной квартиры составляет 63, 5 кв.м, жилая - 43, 5 кв.м. Квартира принадлежит на праве собственности ФИО10, ФИО11 и истцу, доля которого составляет 1/6 часть. В указанной квартире имеется четыре комнаты, две из которых являются смежными.
Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, составляет более нормы предоставления площади жилого помещения - 18 кв.м.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные доказательства, и отказывая в удовлетворении исковых требований Алимова А.А, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для установления факта невозможности проживания истца в занимаемом жилом помещении не имеется.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав, что хотя истец не использовал полагающееся ему однократное право на получение жилого помещения как лицу, относящемуся к указанной категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы, однако, ввиду жилищных условий истца, оснований для включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы у суда не имелось.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия исходила из того, что на дату подачи заявления в адрес ответчика за истцом сохранено жилое помещение для проживания, размером 63, 5 кв.м площади жилого помещения, тогда как в квартире зарегистрировано 3 человека, то на каждого из них приходится по 21, 16 кв.м (63, 5:3=21, 16 кв.м), что более учетной нормы (10 кв.м), из которой исходит Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ и нормы предоставления (18 кв.м), из которой исходит Закон города Москвы от 30.11.2005 N 61.
Судебная коллегия также отметила, что истец зарегистрирован по месту жительства в занимаемой им четырехкомнатной квартире с рождения; указанное жилое помещение за ним сохранено при приобретении им статуса "дети-сироты". Кроме того, данных о том, что проживание истца в этой квартире невозможно совместно со своими родными бабушкой и дедушкой (бывшим опекуном), материалы дела не содержат; в деле отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о непригодности указанного жилого помещения для проживания истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 12 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алимова Александра Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.