Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Патланя В.А, судей Гришина С.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 28 июля 2021 г, которым проходившему военную службу по контракту старшему сержанту запаса Скворцову Алексею Анатольевичу отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением с военной службы, исключением из списков личного состава воинской части, и о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа подполковника юстиции Арефьева М.С, предложившего решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
решениями ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N 15/61 Скворцов А.А. с 25 июня 2019 г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а от 11 октября 2019 г. N 15/110 - ему изменен способ обеспечения жильем на жилищную субсидию.
Заключением военной врачебной комиссии (далее - ВВК) поликлиники ("адрес") ФГБУ "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации от 15 февраля 2021 г. N 1/50, утвержденным 1 марта 2021 г. ВВК ФГКУ "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации, Скворцов признан "В" ограниченно годным к военной службе.
12 апреля 2021 г. Скворцов А.А. подал на имя командира войсковой части N рапорт о представлении его к досрочному увольнению с военной службы по состоянию здоровья после предоставления жилищной субсидии.
Приказом командира войсковой части N от 30 апреля 2021 г. N51 Скворцов А.А. досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья (подпункт "г" пункта 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), а приказом командира войсковой части N от 18 мая 2021 г. N 73-ДД он с 28 мая того же года исключен из списков личного состава этой воинской части.
Согласно этим приказам Скворцов А.А. по установленным нормам жильем (субсидией для приобретения или строительства жилого помещения) не обеспечен, при этом он оставлен на соответствующем жилищном учете.
Полагая, что при увольнении в запас нарушено его право на обеспечение жилым помещением, Скворцов А.А, оспорив в суде перечисленные приказы, просил обязать административных ответчиков:
- обжалуемые приказы отменить, восстановить его на военной службе и в списках личного состава войсковой части N;
-обеспечить его положенными видами довольствия за период необоснованного увольнения с военной службы;
-включить этот период в общую продолжительность его военной службы.
Кроме того, административный истец просил суд взыскать с войсковой части N в его пользу в счет компенсации морального вреда 150000 руб. и судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины и оплаты услуг представителя, всего в сумме 40 000 руб.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции Скворцов А.А, приводя обстоятельства дела, указывает на то, что общая продолжительность его военной службы составляет более 25 лет, состоит на жилищном учете с формой обеспечения жилищная субсидия. Поскольку он признан "В" ограниченно годным к военной службе, им на имя командования был подан рапорт об увольнении с военной службы после обеспечения жильем либо субсидией. О несогласии с увольнением до обеспечения жильем им было высказано в ходе беседы, проведенной с ним командованием 12 апреля 2021 г.
Податель жалобы обращает внимание на отсутствие у него какого-либо жилья в собственности или по договору социального найма, а также служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Исходя из изложенного, административный истец, ссылаясь на абзац 2 пункта 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", считает, что без его согласия не мог быть уволенным с военной службы без предоставления жилого помещения или жилищной субсидии.
В заключении в жалобе указывается, что во исполнение уведомления начальника территориального отделения ("адрес") филиала "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 12 июля 2021 г. исх. N 194/175-ТО68-22/1232, врученного Скворцову А.А. в судебном заседании гарнизонного военного суда, занимаемое им служебное жилое помещение освобождено.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Волгоградского гарнизона старший лейтенант юстиции Иванков И.А. и командир войсковой части N просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Скворцов А.А, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, на день его увольнения с военной службы имел общую продолжительность военной службы более 25 лет.
Согласно представлению командира войсковой части N от 23 апреля 2021 г. к увольнению Скворцова А.А. с военной службы он признан нуждающимся жилом помещении по месту прохождения военной службы в "адрес", форма обеспечения жилищная субсидия. При этом он в указанном месте в доме 72 (общежитие) удерживает комнату N 5.
Между тем из рапорта административного истца от 12 апреля 2021 г. и листа беседы, проведенной в тот же день с ним командованием, видно, что Скворцов А.А, ходатайствуя об увольнении с военной службы по состоянию здоровья, выразил несогласие с увольнением до обеспечения жилым помещением (жилищной субсидией).
Признавая приказы командиров войсковых частей N и N от 30 апреля 2021 г. N 51 и от 18 мая 2021 г. N 73-ДД, которыми Скворцов А.А. досрочно уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части, суд первой инстанции, сославшись на положения ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), пункта 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), пришел к выводу о том, что оспоренными действиями командования прав административного истца не нарушено, поскольку в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" административный истец, состоящий на жилищном учете по месту прохождения военной службы, подлежал увольнению в запас по состоянию здоровья ввиду незаконного проживания в общежитии.
Однако данный вывод суда основан на неправильном истолковании норм материального права и не соответствует обстоятельствам административного дела.
Как следует из абзаца второго пункта 1 ст. 15 Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абзацу третьему пункта 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 ст. 23 Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в частности, по состоянию здоровья, без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, когда они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии.
Аналогичные предписания содержатся в пункте 17 ст. 34 Положения. При этом в силу названной нормы Положения военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разъясняя содержание перечисленных норм Закона, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 48 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 8) указал, что при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Законодательное определение понятия жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначения и порядка предоставления установлены в главах 9 и 10 ЖК РФ.
В соответствии со статьями 92, 93, 94, 104 и 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях и служебные жилые помещения отнесены к самостоятельным видам специализированного жилищного фонда, в отношении каждого из которых установлен собственный порядок предоставления и освобождения этих помещений.
При этом общежития предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, а увольнение со службы - является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, следует прийти к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 ст. 23 Закона, при увольнении в запас с обеспечением их жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, вне зависимости от формы такого обеспечения, не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений только при условии, что они до этого по месту службы были обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.
Поскольку установлено, что Скворцов А.А, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обеспеченный по месту дислокации войсковой части N или в близлежащем к нему населенном пункте каким-либо жильем, в том числе служебным, не дал своего согласия на увольнение по состоянию здоровья до реализации им права на жилище по месту прохождения военной службы, вывод гарнизонного военного суда о правомерности оспоренных административным истцом приказов командования противоречат требованиям военно-административного и жилищного законодательства.
В данном случае ссылку в обжалуемом судебном акте на факт наличия у СкворцоваА.А. по месту службы комнаты в общежитии, в которой он проживал без оформления установленным порядком необходимых для этого документов, нельзя признать обоснованной.
Согласно исполненному Волгоградским гарнизонным военным судом судебному поручению, поступившему в окружной военный суд 17 декабря 2021 г, Скворцов А.А. на основании требования начальника территориального отделения в "адрес" филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" от 12 июля 2021 г. N 194/175-ТО68-22/1232 освободил занимаемую им комнату N5 в общежитии (дом N 72), расположенного по адресу: "адрес"
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным, поскольку принято с нарушениями норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене, а требования административного истца об отмене оспариваемых приказов командования от 30 апреля 2021 г. N51 и от 18 мая 2021 г. N 73-ДД, касающихся его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части подлежат удовлетворению.
Пунктом 2 ст. 23 Закона предусмотрено, что в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания. Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением.
Поскольку установлен факт необоснованного увольнения административного истца с военной службы, судебная коллегия, принимая во внимания степень причиненного ему морального вреда, частично удовлетворяет заявленное требование о взыскании в пользу Скворцова А.А. в счет компенсации такого вреда в размере 20 000 руб.
Разрешая вопрос о судебных расходах, окружной военный суд исходит из положений части 3 ст. 111 КАС РФ, согласно которым в случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных настоящей статьей.
На основании части 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со ст. 111, 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч.3 ст.109 КАС РФ. Стороне в пользу, которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Эти правила относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с рассмотрением дела, в частности, в апелляционной и кассационной инстанции.
В данном случае в полном объеме подлежат возмещению Скворцову А.А. расходы, понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления и апелляционной жалобы, всего 450 руб.
Что касается расходов на оплату услуг представителя, то из материалов дела усматривается следующее.
В соответствии с квитанцией серия АА N 23 Скворцовым А.А. в счет оказания ему юридических услуг адвокатом Коваленко Д.Д. уплачено 40 000 руб. (том 1 л.д. 8).
При этом административным истцом с названным его представителем заключено соглашение об оказании юридической помощи, составлен акт от 20 мая 2021 г. N 23, в соответствии с которым произведены следующие мероприятия (том 1 л.д. 7):
- Скворцову А.А. дана устная консультация по вопросам прохождения военной службы;
-представителем изучены представленные Скворцовым А.А. документы, а также соответствующие нормативно-правовые акты и их содержание доведено до доверителя;
- составлено административное исковое заявление, которое направлено в суд.
Кроме того, упомянутый представитель административного истца принимал участие:
- в ходе подготовки дела к судебному разбирательству - 12 июля 2021 г. (том 1 л.д. 137);
- в судебных заседаниях, проведенных 21 июля 2021 г. (1 час 48 мин.) и 28 июля того же года (5 часов) (том 1 л.д. 179 - 192 и том 2 л.д. 55 - 74);
- в составлении апелляционной жалобы на обжалуемое решение суда первой инстанции.
Принимая во внимание, объем указанных выше представителем административного истца услуг по вопросу возмещения судебных издержек, а также руководствуясь принципом разумности, окружной военный суд признает подлежащими возмещению расходы на эти услуги частично в сумме 8 000 руб.
Руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 28 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Скворцова Алексея Анатольевича о признании незаконными действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением с военной службы, исключением из списков личного состава воинской части, и о компенсации морального вреда отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Скворцова Алексея Анатольевича удовлетворить частично.
Признать незаконными приказы:
- командира войсковой части N от 30 апреля 2021 г. N51 об увольнении Скворцова А.А. с военной службы;
- командира войсковой части N от 18 мая 2021 г. N 73-ДД в части, касающейся исключения Скворцова А.А. из списков личного состава воинской части.
Обязать командиров войсковых частей N и N в течение месяца со дня получения для исполнения копии данного судебного постановления отменить изданные данными должностными лицами приказы от 30 апреля 2021 г. N 51 и от 18 мая 2021 г. N 73-ДД, восстановить Скворцова А.А. в прежней (а с его согласия - равной или не ниже) воинской должности и в списках личного состава войсковой части 03007, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Обязать командира войсковой части N обеспечить Скворцова А.А. по день восстановления его в списках личного состава данной воинской части положенными видами довольствия за период необоснованного увольнения с военной службы и включить этот период в общую продолжительность его военной службы.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" в пользу Скворцова Алексея Анатольевича:
- в счет компенсации морального вреда - 20 000 (двадцать тысяч) руб.;
- расходы по уплате государственной пошлины за подачу в суды первой и второй инстанций административного искового заявления и апелляционной жалобы, всего в сумме 450 (четыреста пятьдесят) руб.
- расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб.
В удовлетворении требования Скворцова А.А. о взыскании в его пользу компенсации морального вреда и возмещении ему расходов по оплате услуг представителя на большую сумму отказать.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 января 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.