Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего "ФИО"9, судей "ФИО"12
по докладу судьи "ФИО"9
при ведении протокола
секретарем судебного заседания "ФИО"2
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю, "ФИО"1 по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия и понуждении ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю и "ФИО"1 по Краснодарскому краю устранить нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, по апелляционным жалобам представителя "ФИО"1 по Краснодарскому краю, ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю по доверенности "ФИО"3 на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от "ФИО"13.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю, "ФИО"1 по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия и понуждении ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю и "ФИО"1 по Краснодарскому краю устранить нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В обоснование требований указано на то, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ при выполнении установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В целях устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ при выполнении установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, специализированным прокурором "ФИО"14 начальнику "ФИО"1 внесено представление об устранении данных нарушений, однако, нарушения не устранены.
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края полагает, что подобное отношение к данному направлению деятельности со стороны "ФИО"1 может привести к существенному нарушению прав осужденных на охрану здоровья и нормальные условия отбывания наказания, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от "ФИО"15. административное исковое заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю, "ФИО"1 по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействие и понуждении ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю и "ФИО"1 по Краснодарскому краю устранить нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных - удовлетворено.
Суд признал незаконными бездействие "ФИО"1 по Краснодарскому краю и ФК "ФИО"1 по Краснодарскому краю в части соблюдения установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных в ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю.
Возложил обязанность на "ФИО"1 по Краснодарскому краю и ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить в ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, а именно: выполнить стены помещения прачечной на всю высоту материалами, устойчивыми к воздействию влаги, температуре, моющим и дезинфицирующим средствам, оборудовать производственные цеха, парикмахерскую и раковины горячим водоснабжением, оборудовать в моечной столовой моечные ванны, а также помещения прачечной и бани локальной вытяжной системой с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
С указанным решением суда не согласилась представитель "ФИО"1 по Краснодарскому краю, ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю по доверенности "ФИО"3 и подала апелляционные жалобы, в которых ссылается на неправильное применение норм материального права. В жалоба указано, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку отсутствует надлежащее бюджетное финансирование для устранения нарушений, выявленных по результатам прокурорской проверки.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края "ФИО"4 полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб несостоятельными.
В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель "ФИО"1 по Краснодарскому краю, ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю по доверенности "ФИО"5 поддержала доводы апелляционных жалоб, прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Краснодарского края "ФИО"6 возражал против доводов апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ размещена на сайте Краснодарского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ при выполнении установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Так, в ходе проверки было установлено, что в "ФИО"1 не все производственные цеха, парикмахерская и раковины оборудованы подводкой горячей воды, что противоречит п. 2.10 СанПиН 2.3/ "Дата... "-20; моечные ванны, а также помещения прачечной и бани не оборудованы локальной вытяжной системой, что противоречит п. 2.13 СанПиН 2.3/ "Дата... "-20; в столовой допускается наличие насекомых (мух), что противоречит требования п. 2.23 СанПиН 2.3/ "Дата... "-20; внутренняя отделка прачечной не соответствует требованиям, предусмотренным п. 2.16 СанПиН 1/ "Дата... "-20. В "ФИО"1 отсутствуют протоколы проверки состояния огнезащитной работки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В соответствии с требованиями абз. 4 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993г. "N... " "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ и обеспечивать охрану здоровья осужденных.Согласно ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
На основании ч. 3 ст. 39 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с подп. 7 ч. 15 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН "ФИО"1 от 11.06.2015г. "N... ", "ФИО"1 по Краснодарскому краю обеспечивает условия содержания осужденных в подведомственных учреждениях.
На основании п. 8.3.5. СП "Дата... "-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020г. "N... ", полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно требований п.п. 2.2, "Дата... " СП "Дата... "-20 хозяйственные помещения, а также раковины должны быть оборудованы горячим водоснабжением.
В соответствии с требованиями п. 2.12 СанПиН 2.3/ "Дата... "-20, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 27.10.2020г. "N... ", производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
На основании требований п. 2.13 СанПиН 2.3/ "Дата... "-20 оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю имеются нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а именно: ч. 3 ст. 101 УИК РФ, ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993г. "N... " "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ч. 3 ст. 39 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно- эпидемиологических требований к организации общественного питания населения, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020г. "N... ". При этом данные нарушения не устранены.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю, "ФИО"1 по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия и понуждении ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю и "ФИО"1 по Краснодарскому краю устранить нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, поскольку неисполнение ответчиками вышеназванных требований законодательства может привести к существенному нарушению прав осужденных на охрану здоровья и нормальные условия отбывания наказания.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение районного суда об удовлетворении требований Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края следует признать законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Ссылка в апелляционных жалобах представителя "ФИО"1 по Краснодарскому краю, ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю по доверенности "ФИО"3 об отсутствии надлежащего бюджетного финансирования для устранения нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ при выполнении установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, выявленных по результатам прокурорской проверки, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и отказа в удовлетворении заявленных требований.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от "ФИО"16. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя "ФИО"1 по Краснодарскому краю, ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю по доверенности "ФИО"3 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий "ФИО"9
Судья "ФИО"17
Судья "ФИО"18
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело "N... "а - 4010/2022 ("N... "а-43712/2021) "N... "а-2049/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
"Дата... " "Адрес... "
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего "ФИО"9, судей "ФИО"19
по докладу судьи "ФИО"9
при ведении протокола
секретарем судебного заседания "ФИО"2
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю, "ФИО"1 по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия и понуждении ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю и "ФИО"1 по Краснодарскому краю устранить нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, по апелляционным жалобам представителя "ФИО"1 по Краснодарскому краю, ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю по доверенности "ФИО"3 на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от "ФИО"21.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от "ФИО"22. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя "ФИО"1 по Краснодарскому краю, ФКУ "ФИО"1 по Краснодарскому краю по доверенности "ФИО"3 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий "ФИО"9
Судья "ФИО"23
Судья "ФИО"24
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.