судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего-судьи Кобзевой И.В, судей Меремьянина Р.В, Привалова А.А, при секретаре Денисове В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муляр Владимира Александровича к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, заместителю руководителя отдела архитектуры, градостроительства, имущества и земельных отношений администрации Семилукского муниципального района Воронежской области Золотаревой Марине Николаевне о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального строительства параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, по апелляционной жалобе администрации Семилукского муниципального района Воронежской области на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 29 сентября 2021 года.
(судья районного суда Галкин К.А.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В, объяснения представителя Муляр В.А. по доверенности Киреевой В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муляр В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального строительства параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 36:28:8400016:1674, расположенном по адресу: Воронежская область, Семилукский район в границах СХА им. Октябрьской революции, 300 метров юго-восточнее дома N 154 по ул. Придонской г. Воронежа.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель руководителя отдела архитектуры, градостроительства, имущества и земельных отношений администрации Семилукского муниципального района Воронежской области Золотарева М.Н.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 4 февраля 2021 года он направил в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. 11 февраля 2021 года административным ответчиком было выдано
уведомление N 36528304-12-2021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального строительства параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по тем основаниям, что земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности реки Дон, земельный участок расположен в территориальной зоне СХ2 (сельскохозяйственного использования (на землях населенного пункта), в которой жилищное строительство не предусмотрено, указано на нарушение порядка присвоения адреса.
Административный истец полагает, что уведомление от 11 февраля 2021 года N 36528304-12-2021 является незаконным, поскольку границы зон затопления в установленном законом порядке не определены. Вид разрешенного использования указанного земельного участка согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимость - для индивидуального жилищного строительства, земельный участок образован в 2013 году, то есть до внесения изменений в Правила землепользования и застройки Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области и относился к территориальной зоне индивидуального жилищного строительства. В уведомлении не указано в чем заключается несоответствие параметров застройки в отсутствие почтового адреса.
Муляр В.А, с учетом уточнения заявленных требований, просил суд признать незаконным уведомление администрации Семилукского муниципального района Воронежской области N 36528304-12-2021 от 11 февраля 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N расположенном по адресу: "адрес" обязать ответчика повторно рассмотреть поданное Муляр В.А. уведомление.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 29 сентября 2021 года заявленные Муляр В.А. требования удовлетворены (т.2 л.д. 10, 11-19).
В апелляционной жалобе администрация Семилукского муниципального района Воронежской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований (т.2 л.д. 20-25).
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что Муляр В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки. Право собственности истца на вышеуказанный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано 10 декабря 2020 года (т.1 л.д. 14-16).
Для осуществления строительства жилого дома на земельном участке 4 февраля 2021 года Муляр В.А. обратился в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (т.1 л.д. 38-42).
11 февраля 2021 года администрация Семилукского муниципального района Воронежской области выдала истцу уведомление N 36528304-12-2021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В уведомлении N 36528304-12-2021 об отказе в согласовании строительства индивидуального жилого дома указаны следующие основания:
в соответствии с пунктом 9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства;
недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", так как земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности реки Дон; строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по проведению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются; размещение планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, утвержденными решением Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 31 мая 2012 года N 123 (в редакции от 12 октября 2018 года N 144) вышеуказанный участок располагается в территориальной зоне СХ2 (сельскохозяйственного использования (на землях населенного пункта), в которой жилищное строительство не предусмотрено (т.1 л.д. 17-19).
Разрешая заявленные Муляр В.А. требования о признании незаконным уведомления N 36528304-12-2021 от 11 февраля 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального строительства параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Водного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" пришел к выводу о том, что уведомление не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами районного суда, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дал надлежащую правовую оценку.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
В силу пункта 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Таким образом, при решении вопроса о согласовании уведомления о планируемом строительстве необходимо установить соответствие проектной документации правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты; проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также установить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации определяет основные направления использования территориальных зон, при этом земельный участок, находящийся в собственности Муляр В.А, относится к виду разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, категория земель - земли населенных пунктов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимость от 10 декабря 2020 года.
Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области в части отнесения территориальной зоны, в которой расположен участок, к зоне СХ2 (сельскохозяйственного использования), в которой жилищное строительство не предусмотрено, не влияет на законность уведомления о несоответствии планируемого строительства установленным параметрам по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 6.1 статьи 30 названного выше Кодекса установлены требования к точности описания границ территориальных зон.
Органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон (пункт 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Во исполнение требований вышеприведенной статьи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Согласно пункту 6 названных Правил в случае внесения изменений в правила землепользования и застройки орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Как следует из материалов дела сведения о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в части изменения назначения территориальных зон администрацией Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области в регистрирующий орган не направлялись. Вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Муляр В.А, согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимость - для индивидуального жилищного строительства.
Не соответствует требованиям закона и такое основание для принятия уведомления о несоответствии параметров индивидуального жилого дома установленным параметрам как отсутствие в уведомлении адреса земельного участка.
На основании частей 1 и 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении о планируемом строительстве заявитель, помимо иного, указывает кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка.
В материалах дела имеется уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 4 февраля 2021 года, направленное Муляр В.А. в адрес администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, из которого следует, что уведомление содержало описание местоположения земельного участка, а также его уникальный кадастровый номер, по которому идентифицируется земельный участок (т.1 л.д. 38-42).
Оспариваемое уведомление в части отказа в согласовании строительства индивидуального жилого дома, в связи с нахождением земельного участка в зоне затопления паводком 1% обеспеченности р. Дон, так же нельзя признать соответствующим требованиям закона в связи со следующим.
Частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Вопросы установления зон затопления, подтопления регулируются водным законодательством.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления", предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил N 360).
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Как усматривается из материалов дела, соответствующие зоны затопления, подтопления в порядке, установленном Правилами, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на момент принятия административным ответчиком оспариваемого уведомления не были установлены и их границы не определены. К полномочиям органов местного самоуправления указанные вопросы не отнесены. Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах на момент вынесения оспариваемого уведомления отсутствовали.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных выше, в совокупности с анализом действующего законодательства, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у администрации Семилукского муниципального района Воронежской области оснований для принятия оспариваемого уведомления от 11 февраля 2021 года, суд обоснованно признал незаконным уведомление N 36528304-12-2021.
Доводы апелляционной жалобы администрации Семилукского муниципального района Воронежской области фактически повторяют позицию, изложенную в районном суде, были предметом исследования в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Семилукского муниципального района Воронежской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
.
Председательствующий:
судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.