Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И.
судей: Великановой А.В, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-9235/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчиков ФИО8 на решение 26 гарнизонного военного суда от 23 ноября 2021 г, которым удовлетворено исковое заявление Жумагулова О.Ж. к Отделу вневедомственной охраны на комплексе " "данные изъяты"" - филиалу Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" (далее - ОВО на комплексе " "данные изъяты"") и Федеральному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ по МО") о взыскании доплаты к заработной плате.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Жумагулов работает в ОВО на комплексе " "данные изъяты"" в должности главного специалиста пункта централизованной охраны ОВО на комплексе " "данные изъяты"". С 1 января 2021 г. выплата должностного оклада, надбавок стимулирующего и компенсационного характера к должностному окладу, а также премиальные выплаты производятся ей из расчета увеличенного на 50 процентов должностного оклада. Однако в период работы с 1 августа по 31 декабря 2020 года заработная плата ему начислялась и выплачивалась исходя из должностного оклада, увеличенного на 50 процентов, но стимулирующие и компенсационные выплаты произведены без учета увеличения должностного оклада на 50 процентов.
Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнённых требований, просил взыскать с ФГКУ "УВО ВНГ по МО" в лице ОВО на комплексе " "данные изъяты"" невыплаченную заработную плату за период 1 августа по 31 декабря 2020 года в размере 104 012 руб. 52 коп. из расчета повышенного на 50 процентов должностного оклада и судебные расходы в размере 3 000 руб.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что истцу с 1 января 2021 г. произведен перерасчет стимулирующих и компенсационных выплат с учетом повышенного на 50 процентов должностного оклада. Перерасчет произведен в соответствии с указанием и по поручению "данные изъяты" национальной гвардии Российской Федерации от 1 марта 2021 г. N 200/26-3185, которое для ФГКУ "УВО ВНГ по МО" является обязательным.
Считает, что повышение окладов, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 для отдельных категорий работников, в том числе для работников учреждений войск Росгвардии, не образует новые должностные оклады.
В названном постановлении Правительства РФ и в приказе Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 отсутствуют прямые указания об исчислении надбавок и дополнительных выплат, исходя из размера увеличенного должностного оклада, а исчисление ответчиком указанных выплат с 1 января 2021 г. с учетом увеличенного на 50 процентов должностного оклада не свидетельствует о правомерности такого исчисления.
Отмечает, что размер оклада истцу установлен в соответствии с приказом Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 и он выплачивался с увеличением на 50% в силу требований постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122, а стимулирующие и компенсационные выплат исчислялись исходя из штатного оклада, ввиду отсутствия указания в нормативных актах на то, что увеличение должностного оклада на 50 процентов образует новый должностной оклад.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, указывая, что должностной оклад с повышением на 50 процентов фактически устанавливает самостоятельный, повышенный размер оклада, что должно быть учтено при начислении выплат стимулирующего и компенсационного характера, исчисляемых в процентном отношении к размеру оклада.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 144 ТК РФ следует, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Согласно п. 1 Положения Об установлении систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583, с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
На основании п. 8 данного постановления Правительства РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации издан приказ от 9 декабря 2019 г. N 398 "Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - приказ Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398), которым утверждены размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации, а также определены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации (приложения N 1, 3, 4).
Согласно приложениям N 3, 4 к данному Приказу, выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок и доплат, если иное не установлено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 7 постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Байконуре, и членов их семей" гражданскому персоналу органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации и Государственной противопожарной службы, размещенных на территории космодрома " "данные изъяты"" и г. "данные изъяты", должностные оклады (тарифные ставки) установлены с повышением на 50 процентов.
При этом указанные постановление Правительства РФ и приказ Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 не содержат запрета на исчисление выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу Росгвардии с увеличенного на 50 процентов должностного оклада, как, к примеру, об этом было указано в ранее действовавших п.п. "б" и "в" ч. 1 этого же постановления Правительства РФ, которыми были установлены соответствующие ежемесячные надбавки военнослужащим к окладам по воинским должностям без учета увеличения их в полуторном размере.
Таким образом, гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации, работающему на территории космодрома " "данные изъяты"" и "данные изъяты", установлены должностные оклады с повышением на 50 процентов, в связи с чем все выплаты компенсационного и стимулирующего характера подлежат исчислению от сформированного должностного оклада, то есть с учетом его повышения на 50 процентов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 12 ноября 2019 г. между истцом и ОВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" в лице начальника данного отдела заключен бессрочный трудовой договор с испытательным сроком три месяца. Согласно трудовому договору, работнику установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием.
Как следует из дополнительного соглашения от 5 марта 2021 г. к трудовому договору от 12 ноября 2019 г, работнику выплачивается заработная плата, состоящая из должностного оклада с повышением на 50 процентов, а также выплаты стимулирующего характера: ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, ежемесячная надбавка за работу в районе экологического кризиса, ежемесячная премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей и районный коэффициент.
При этом в спорный период (с 1 августа по 31 декабря 2020 г.) истцу производился расчет и выплата компенсационных и стимулирующих выплат к окладу по занимающей должности без учета его повышения на 50 процентов.
Судом первой инстанции принято во внимание, что письмом из Управления Центрального "данные изъяты" округа войск национальной гвардии от 1 марта 2021 г. начальнику Главного управления Росгвардии по Московской области и начальнику ФГКУ "УВО ВНГ России по Московской области" предписано обеспечить в срок до 3 марта 2021 г. перерасчет заработной платы работникам ОВО на комплексе "Байконур" с учетом повышения окладов, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122.
Кроме того, согласно письму из того же Управления от 19 февраля 2021 г. (л.д. 31-33), повышение должностных окладов на 50 процентов, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122, образует новый оклад и применяется при расчете компенсационных и стимулирующих выплат, исчисляемых от оклада работника.
Исходя из приведенных правовых норм и обстоятельств дела, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на получение компенсационных и стимулирующих выплат за спорный период в виде установления должностного оклада с учетом повышения на 50 процентов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122, является верным.
По поводу расчёта суммы иска у сторон возражений не возникло.
При таких данных судебная коллегия находит правильным вывод гарнизонного военного суда о необходимости взыскания с ответчиков в пользу истца спорных денежных средств, а соответствующие доводы апелляционной жалобы отвергает как несостоятельные.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 23 ноября 2021 г. по иску Жумагулова Орака Житкергеновича к Федеральному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" и его филиалу - Отделу вневедомственной охраны на комплексе " "данные изъяты"" оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчиков ФИО9 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.